Аренда инструментала
Многие из вас уже видели такую форму продажи битов у других битмейкеров и кое-кто уже интересовался данной темой, но так как вопросы появляются, я решил немного более полно осветить данную тему.
Начнем с того, что это возможность купить один и тот же бит сразу несколькими людьми. Да, на первый взгляд это необычно, но на современном и развивающемся музыкальном рынке всего мира, это самая распространенная практика.
Дело в том, что если тебе нужна музыка, скажем, в видео ролик на ютубе, то ты можешь смело арендовать бит за небольшие деньги и не бояться, что его заблокируют за нарушение авторских прав. Если же ты хочешь использовать его в своём творчестве, то и тут ты можешь воспользоваться арендой. Не всем на начальном этапе необходимо исключительное студийное качество. Куда важнее сделать крутой трек без особых заморочек по сведению в большой и дорогой студии звукозаписи. После этого, получив обратную связь от слушателя, можно трезво принять решение о творческих планах на жизнь. Таким образом и появляются микстейпы на западной сцене. Цены на MP3 лицензии варьируются от 300р у начинающих битмейкеров и до 1500р у топовых саунд-продюсеров, работающих с ведущими лэйблами нашей страны. Вы спросите, а как же эксклюзивность материала? Да, при всех прочих, это самый большой минус. Но, если ваш трек «выстрелит», кто будет вспоминать про тех, остальных ребят?
Это наводит нас на мысль, что в современном музыкальном творчестве важнейшим фактором становится именно слово. Умение удивить исполнением, текстом и харизмой. Не зря в наше время всё популярнее становятся батлы, и именно в этом кроется ключ к успеху потенциального артиста. Конкуренция выходит на новый уровень, уровень профессионализма исполнителя. Выезжать за счет музыки, наговорив что-то поверх инструментала, уже не получится. Такие времена.
Эксклюзив
По мимо лицензии аренды, существует еще и так называемая эксклюзивная лицензия. Под ней битмейкеры обычно подразумевают передачу исключительных прав на использование бита. Т.е. после приобретения исключительных прав, бит снимается с продажи и вы становитесь последним человеком, купившим его. Если же до этого его никто не приобретал, то и вовсе единственным. Необходимо это для того, что бы использовать готовый трек в коммерческих целях без каких либо ограничений(об этом я напишу ниже). По сути, вы получаете тот же бит что и все остальные, но только именно вы имеете право использовать все коммерческие преимущества данной лицензии. Большинство исполнителей чаще всего стремятся использовать именно этот вариант, забывая что для полноценной и успешной коммерческой деятельности следует распределять бюджет не только в продукт, но и в его рекламу, т.е. в видео клипы и промо. Что толку тратить деньги на эксклюзив, если его никто не услышит?
Свободные биты — свободная касса
Возникает вопрос, зачем тогда вообще тратить деньги на биты, если есть фришные, которые так же может использовать любой исполнитель? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Рассмотрим самые важные:
- Авторские права.
Может так произойти, что ваш трек просто забанят за нарушение авторских прав. Это может произойти на ютубе, где будет размещен ваш клип, или на айтюнсе, или во Вконтакте. Потратив значительные усилия на размещение и подготовку материала не хотелось бы, что бы его просто взяли потом и удалили, без возможности повторной публикации. Это может случиться потому что не всегда известен настоящий автор этих битов, либо он не всегда использует собственное сочинение, а пользуется сэмплами. Такие авторы снимают с себя всякую ответственность и разрешают вам использование на свой страх и риск.
- Качество материала.
Маловероятно, что найденный фришный бит вы сможете отыскать вместе с TRACKOUT'ом(дорожки) проекта. Чаще всего, это именно МP3 файл не самого хорошего качества. Вообще, данный критерий, лично я, считаю довольно спорным, т.к. качество вообще вещь довольно субъективная. Но, если вы со мной не согласны, то само собой, вам лучше пользоваться более надежными источниками по приобретению контента для своего творчества.
- Масштаб использования.
Кто-бы что ни говорил, но разница есть. Битмейкер может продать бит 10 раз на пространстве всего СНГ(или за его пределы), в то время как один фришный бит использует по 3 рэпера в одном классе. И конечно я утрирую, можно найти и такие бесплатные биты, которые не имеют большой популярности. Но, бесплатный бит всегда распространяется быстрее, чем платный, с этим глупо спорить.
Из остальных мыслей на этот счет, первое что приходит в голову это то, что время фришных битов проходит стремительно. Теперь битмейкеры всё чаще назначают ценник на свои биты, вместо простого слива их в сеть в свободное плавание. Правда, в сети всё еще гуляют биты 2005-2010 годов, заезженные до такой степени, что их узнают вообще все, но использовать их, означает остаться невостребованным и очень наивным исполнителем. Безусловно, есть и хорошие бесплатные биты от крутых битмарей, которые можно нарыть с проектом и даже договориться о его коммерческом использовании. Но, тенденция меняется и такое становится редкостью. Второе, что приходит в голову это выбор между битом который тебе идеально подошел, но продается в лизинг(и будет еще у кого-то), и битом, который бесплатный, но «вроде то же подходит». Выбор этот делать вам. Но, то что вам идеально подходит, обычно вряд ли где-то валяется без дела. Помните об этом.
Лицензии
Выше мы уже упоминали о МП3 лицензиях и эксклюзивах, теперь пришло время поговорить о промежуточных вариантах. Существует их бесконечное кол-во, потому что битмейкеры иногда придумывают их самостоятельно и в этом нет ничего страшного. Мы рассмотрим самые часто встречающиеся варианты.
MP3 lease / Basic — Произвольное название лицензии.
Самый простой вариант приобретения бита. В рамках данной лицензии вам предоставляется .mp3 файл(обычно 320kb/s), с некоторыми ограничениями по его использованию.
- Использование для записи 1 Песни
- Тираж не более 2,000 копий (iTunes, Google Play и т.п.)
- 100000 Онлайн Аудио стримов (Apple Music, Spotify)
- 1 Видеоклип (C суммарным числом просмотров до 100000)
- Неисключительные права (Бит остается в продаже)
WAVE lease / Pro Lease
Самый распространенный вариант, в рамках которого вам предоставляется .wav файл.
- Использование для записи 1 Песни
- Тираж не более 3,000 копий (iTunes, Google Play и т.п.)
- 300000 Онлайн Аудио стримов (Apple Music, Spotify)
- 1 Видеоклип (C суммарным числом просмотров до 300000)
- Неисключительные права (Бит остается в продаже)
TRACKOUT lease / Premium Lease
То же популярный вариант, в рамках которого вам предоставляются дорожки проекта в .wav формате.
- Использование для записи 1 Песни
- Тираж не более 5,000 копий (iTunes, Google Play и т.п.)
- 500000 Онлайн Аудио стримов (Apple Music, Spotify)
- 1 Видеоклип (C суммарным числом просмотров до 500000)
- Неисключительные права (Бит остается в продаже)
Exclusive
В рамках данной лицензии вам передаются исключительные права на бит и он снимается с продажи. В данной лицензии нет никаких ограничений по использованию кроме продажи этих самых прав. В прочем, все устанавливает договор. При передаче исключительных прав у многих исполнителей возникает вопрос о том, использовал ли кто-то уже данный бит? Да, использование его возможно, но с ограничениями указанными выше, выводы делайте сами.
Цифры в лицензиях приведены случайным образом и могут варьироваться от битмейкера к битмейкеру, как впрочем и цены на эти самые лицензии. Так же в них возможны и другие условия, например: остается один аудио тэг битмейкера вначале трека, ограниченные сроки использования лицензии на бит, обязательное указание авторства, запрет публикации бита в чистом виде без акапеллы, ограничение кол-ва трансляций на радио, ограничение коммерческих выступлений, запрет передачи бита третьим лицам и повторная продажа. Условия могут быть самыми разными, и всё перечисленное может встречаться, а может и нет. Стоит отметить, что для не коммерческого использования ограничений как правило никаких нет. В любом случае всё решают условия продажи и договор.
Вывод
Выводы вам придется делать самим. Цели, амбиции, эффективность и здравый смысл, — вот что должно помочь вам при выборе стратегии развития своей музыкальной карьеры. Я же, желаю вам удачи, и пусть всё случится так, как должно случиться.
п.с. Надеюсь вы не подумали, что я хочу вас к чему-то призвать или в чем-то убедить. Данная статься имеет информативный характер, пусть, и достаточно однобокий. Надеюсь она окажется для вас полезной.