Найти тему

Антиутопия: определение и сущность

До XX века утопия как одно из направлений философской мысли было чуть ли не единственным решением для объяснения картины мира, и выражением подавленных желаний. Однако с конца XIX века - начала XX века происходит смена многих парадигм. С этого момента мыслители говорят о необходимости пересмотра идей, которые долгое время направляли развитие цивилизации, культуры[1]. Как и во всех направления научного знания произошел кризис, так и в методологической системе тоже. Таким образом появляется новая парадигма, в рамках которой развивается антиутопия.

В антиутопии не заложена задача отрицать идеал, так как это бессмысленно. Не самый очевидный мотив данного жанра это подталкивания людей к пониманию иных общечеловеческих ценностей, чтобы они могли создать новое будущее. Через поставленный антиобраз транслируется предупреждение о возможных последствиях воплощения высоких социальных замыслов, о возрастании рисков[2]. Из сказанного становится очевидным то, что антиутопию можно охарактеризовать как своеобразную саморефлексию классической утопии в ситуации кризиса общества модерна.

Понятие утопия было введено Т. Мором, буквально оно переводится как «место, которого нет»[3]. Однако сложно дать полноценное определение, так как оно зависит от социального контекста. К определению утопии как к некому идеальному конструкту относится научная позиция немецкого философа Л. Фогта, которая, на взгляд автора, содержит детальное описание. «Утопия – это непреодолимая потребность людей создавать образ идеального общества, которое всем без исключений гарантировало бы счастливое существование»[4].

Утопию можно определить как произвольно сконструированный образ идеального социума, принимающий всевозможные формы. Стоит отметить, что она не может быть реактивной, так как в себе содержит позитивную альтернативу существующего порядка и стремится к трансцендентному идеалу. Это направление философской мысли изображает будущее, в котором все люди равны, нет частной собственности. Утопия соответствует определенному сознанию, которое строится в связи с социально-исторической обстановкой в данный период. По мнению Баталова Э. Я., утопия рассматривает историю и общество, в которой существует. Мыслители, писавшие в этом жанре, раскладывают реальность на разные дефиниции, положительные и отрицательные, затем заново синтезирует целостную картину мира, при этом замещают удаленные ими элементы реальности новыми. Так конструируется идеал общества.

На основании анализа ряда исследований таких авторов как Чаликова В.А., Шишкина С.Г., Мангейм К., Воробьева А.Н., было выделено ряд признаков, отличающих антиутопию от других жанров. Например, тоталитарный характер власти; конфликт человека и государства; антропоцентричность; показ негативных явлений в жизни общества; дискредитация идеи о возможности адекватного воплощения утопического замысла. Стоит отметить жесткую иерархическую структуру общества, которая не допускала какой-либо переход из одного класса в другой. Также одной из черт является большой разрыв между людьми, которые имеют имущество, и тем, у которых ничего нет. Помимо этого, правительство играет большую роль в антиутопии.

Антиутопия — это сконструированный образ нежелательного будущего, отражающего негативные взаимоотношения в обществе. В антиутопических текстах показана тенденция к уничтожению. Сущностью жанра является предотвратить деструктивный характер выбранной модели развития. Антиутопия как философское направление является необходимым для человечества. Она помогает людям остановиться и рассмотреть путь, и только после этого подобрать иные способы переустройства общества.

[1] Брега С.С. Феномен утопии и антиутопии как явление в социуме // Вестник московского государственного областного университета. Серия: философские науки. 2009. №4. С. 47.

[2] Фогт Л. Социальные утопии. Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. С. 23.

[3] Леонтьев Г.Д. Антиутопичность постмодернизма или постмодерн утопического? // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2017. Т. 12, № 2 (164). С. 80.

[4] Таганов А.Н., Шишкина С.Г. Утопия, антиутопия и метафизическое мышление // Изв. высш. учеб. заведений. Сер.: Гуманит. науки. 2015. Т. 6, №1. С. 64-65.