Найти тему
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

Дмитрий Галковский тоже считает, что книги об Остапе Бендере написал Михаил Булгаков

Оглавление
Дмитрий Евгеньевич Галковский
Дмитрий Евгеньевич Галковский

Сначала о том, кто такой Дмитрий Галковский. Это философ, историк, публицист, имеющий относительно небольшой, но преданный круг фанатов. Галковский родился в 1960 году. После школы некоторое время работал на заводе ЗИЛ. (Кстати, забавный факт: в одном цеху с ним трудился Леонид Якубович). Затем Дмитрий Евгеньевич окончил философский факультет МГУ и в 1987 году написал роман «Бесконечный тупик». Впрочем «романом» эту вещь можно назвать лишь условно. Больше всего названное произведение напоминает собрание статей из «Яндекс-дзена» или «Живого Журнала»: каждый из небольших текстов самодостаточен, но все они связаны авторским взглядом на русскую историю и литературу.

Сейчас у Галковского довольно раскрученный канал на Ютубе. А в десятые годы он вел популярный блог в «Живом Журнале». Вот там, в 2016 году, он опубликовал серию статей под общим заголовком «Что нужно знать о Михаиле Булгакове». В одной из них Галковский сосредоточился на доказательстве того, что Михаил Булгаков написал «12 стульев» и «Золотой теленок». Это было уже после публикации книги Ирины Амлински, содержание которой мы излагали в прошлый раз ("Книги про Остапа Бендера написал Михаил Булгаков: аргументы Ирины Амлински") Но Галковский не повторяет доводы Амлински, а выдвигает свои. Хотя кое в чём их аргументация совпадает. Например, Галковский тоже обратил внимание на сходство Остапа Бендера с Аметистовым, героем пьесы Булгакова «Зойкина квартира.

Галковский:

Давно замечено, что в «Двенадцати стульях» есть масса заимствований из булгаковских произведений, фактически на уровне плагиата. Аметистов и Обольянинов из «Зойкиной квартиры» это Бендер и Воробьянинов. Приведу всего один убийственный пример. Аметистов мечтает эмигрировать из СССР, его присказкой становятся мечты о жизни в Ницце:

«Ах, Ницца, Ницца, когда же я тебя увижу? Лазурное море, и я на берегу его в белых брюках!»

Или:

«Моя мечта уехать с любимой женщиной в Ниццу, туда, где цветут рододендроны...


В «Двенадцати стульях» Ницца превратилась в Рио-де-Жанейро и понятно почему. Ницца была модным русским курортом, а после революции одним из центров эмиграции. Образ Бендера подчёркнуто аполитичен, поэтому белоэмигрантская Ницца заменена на довольно бессмысленное, но зато политически нейтральное Рио-де-Жанейро.

(Здесь и далее крупным жирным шрифтом выделены тексты Д.Е. Галковского)

«Зойкину квартиру» быстро убрали из репертуара. Крупные художественные вещи Булгакова не печатали. И надежды, что их когда-нибудь будет возможно опубликовать в СССР, не было…

Галковский:

К 1927 году Булгаков догадался, что критике его подвергают не за какие-то конкретные произведения, а просто потому, что его имя подвёрстано в список врагов советской власти. Поэтому что бы он ни писал, всё будет плохо.

В результате у писателя родилась идея создать бестселлер, но издать под чужим именем. В эту комбинацию он вовлёк своих приятелей, работавших вместе с ним в газете «Гудок» – Валентина Катаева, его брата Евгения Петрова и Илью Ильфа.

Петров (слева) и Ильф  значились в списках совершенно благонадёжных литераторов
Петров (слева) и Ильф значились в списках совершенно благонадёжных литераторов

Их имена на обложке, как считает Галковский, страховали роман от категорического неприятия советскими критиками. Нам мой взгляд, это касается только Ильфа. Ну а Петров, какой он литератор? Думаю, что на него возлагалась деликатная задача переписать текст Булгакова. Доверить это интимное дело Валентин Катаев мог только родному человеку.

Валентин Катаев, согласно Галковскому, был для Булгакова "менеджером"
Валентин Катаев, согласно Галковскому, был для Булгакова "менеджером"

Человек со связями «наверху», Катаев обязался пробить публикацию романа. И за это взял половину гонорара. Вторая половина суммы полагалась Булгакову. И он её получил. Я посмотрел, что изменилось в жизни писателя после 1926 года, то есть, когда началось создание книги об Остапе Бендере. Оказалось, Михаил Афанасьевич перестал печатать рассказы и фельетоны. Раньше они приносили ему львиную долю дохода. Но теперь Булгаков достаточно получал в качестве «литературного негра» работающего в собственном проекте.

Кстати, в официальной версии истории создания «Двенадцати стульев», изложенной в воспоминаниях Евгения Петрова «Мой друг Ильф», «литературные негры» тоже присутствуют. Это сами Ильф и Петров. Валентин Катаев якобы предлагает им написать роман, который он собирается издать под своим именем. Но потом Катаев восхитился текстом «негров» и позволил поставить на обложке их фамилии. Галковскому такая ситуация кажется неправдоподобной.

Галковский:

Литературные негры – это профессиональные литераторы, которых нанимают, чтобы потом издать их тексты под чужим именем. Это не дилетанты, которые в процессе исполнения заказа должны осваивать основы литературного мастерства. Негры должны работать в поте лица, а не учится. И работать они должны уметь. А что написали Ильф и Петров к моменту заказа? Да НИЧЕГО.
Но, предположим, произошло чудо и «негры» себя показали хорошими литераторами. Зачем тогда Катаеву отказываться от авторства?

Резонный вопрос. И всё же фамилия "Катаев" не украшает обложку «Двенадцати стульев». Почему? Согласно Галковскому, Катаев, прочитав написанный Булгаковым текст «Двенадцати стульев» испугался. Книга оказалась пронизана насмешками над советскими литераторами. Особенно зло, полагает Галковский, Булгаков обошёлся с Маяковским, которого вывел в образе Ляписа-Трубецкого. В частности высмеивается личная драма крупнейшего советского поэта. Ляпис Трубецкой посвящает поэму Хине Члек, с которой расстался. Это ясный (для своих) намёк на прекращение «отношений» Маяковского с Лилей Брик в 1925 году.

Булгаков (в отличие от Ильфа) терпеть не мог Маяковского! Поэтому для Галковского указанный эпизод ещё одно железобетонное подтверждение того, что автор «Двенадцати стульев» – Булгаков.

А как думаете вы, уважаемые читатели? Показались ли вам доводы Галковского убедительными? Или вы нашли в них слабые места? Пишите об этом в комментариях. Если эта статья вам понравится, то разбор аргументов Галковского можно продолжить. У этого автора есть ещё, как минимум одно, существенное доказательство того, что автор «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» – Михаил Булгаков.