Для многих долгое время Юсиф Эйвазов был лишь мужем Анны Нетребко и только определённый круг людей его знали, как мировую оперную звезду. Но всё изменило его участие во втором сезоне шоу «Маска», после которого люди стали интересоваться личностью азербайджанского певца и даже ходить на его выступления. Предлагаем вам узнать, что преодолел на своём пути к славе Юсиф Эйвазов, и какую роль в этом сыграла Анна Нетребко.
ДЕТСТВО
Будущий оперный певец родился 2 мая 1977 года в жарком Алжире в семье преподавателей из Азербайджана, которые работали там по обмену. Юсиф Вилаят оглы Эйвазов – такое полное имя получил мальчик. Его мама была преподавателем биологии в школе, а отец учёный, профессор металлургического факультета Бакинского университета. Вскоре вся семья покинула африканскую страну и вернулась в родной Баку.
С самого раннего детства Юсиф начал заниматься музыкой, но не из-за своего желания, а по настоянию родителей, которые отдали его в музыкальную школу по классу фортепиано. На музыкальные способности сына первым обратил внимание отец.
Папа был единственный человек, который поверил изначально... Он проникся, поверил в меня и начал поддерживать, и за это я ему буду благодарен всю жизнь.
Правда, по признанию Юсифа, поначалу занятия в музыкальной школе не приносили ему никакого удовольствия: ходил туда только потому, что заставляли родители, и учился он из-под палки. Но со временем Юсиф смог оценить правильность решения родителей, которое предопределило его судьбу.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Окончив среднюю школу в Баку и получив аттестат, Юсиф Эйвазов долгое время не мог определиться с будущей профессией и выбрать университет. Вся линия по папиной линии была учёными, а по маминой врачами. Особых желаний у него не было, поэтому в подростковом периоде он решил пойти по стопам маминых предков и стать врачом. Но ему не понравилось, что обучение на эту профессию занимает очень долгое время и основным предметом необходимым для поступления и обучения была химия, которую Юсиф жутко ненавидел. В итоге принять решение ему помог папа, который был огорчён тем, что у него трое детей, но ни один из них не хотел становиться учёным, и предложил стать сыну металлургом. Юсиф поступил в Бакинский политехнический институт на кафедру цветных металлов.
Именно в институте Юсиф Эйвазов и понял, что хочет заняться музыкой. На втором курсе он увлёкся игрой в КВН, где ставились разные номера, в том числе и музыкальные.
Получилось так, что в этом КВН надо было что-то петь, какую-то песню. Политех, металлургический факультет… Какой петь, никто петь не умеет, даже просто петь. И все шесть человек попробовали, но ни у кого ничего не получилось. А песню петь надо, вот её надо было спеть. Тогда я предложил попробовать.
Единогласно было решено, что отныне в их команде будет петь именно Юсиф. А пианистка, которая играла для него во время номера, сказала, что у парня есть голос и посоветовала пойти в консерваторию на прослушивание. Её советом юноша воспользовался, в консерватории ему сказали, что голос у него есть, но больше он ничего не умеет. Но Юсиф для себя окончательно всё решил: он хочет петь.
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Родители поддержали решения Юсифа Эйвазова начать обучение музыке, но Политехнический институт он не бросил, оформив перевод на заочное обучение, который, забегая вперёд отметим, он закончил, живя в Италии. Поступив в Бакинскую музыкальную академию, Юсиф начал свой путь к широкому миру вокального мастерства.
Проучившись больше года в академии, Юсиф за это время вообще не хотел ничего слышать про оперу, для него она была слишком сложной и непонятной. А вот эстрадная музыка его прельщала больше всего, но и для неё требовалось немало усилий и занятий.
Поворотным моментом стал концерт Монсеррат Кабалье в Москве, на который Юсиф случайно наткнулся по телевизору. Он был очарован репертуаром и голос испанской дивы. Эйвазов слушал концерт и задавался вопросом, как человек может издавать такие звуки?
Мадам, вы знаете, что именно благодаря вам я посвятил себя лирике? – сказал Юсиф однажды при встрече с Монсеррат Кабалье.
По телевидению Юсиф также увидел и первую оперу «Травиата» Франко Дзеффирелли с Пласидо Доминго в главной роли. Это дало толчок Эйвазову начать активно изучать ноты для таких опер, как «Травиата», «Аида», «Тоска», и понять, что без подготовки трудно спеть больше двух партий. Преподаватель Анатолий Гусев, живший в Милане, сказал Юсифу, что, если он хочет стать оперным певцом и петь красиво, то ему необходимо уехать учиться в Италию. Родители поддержали сына, дав ему четыре тысячи долларов, и в 1998 году Юсиф поехал в Милан, приглашение для него оформил его педагог Гусев.
Без семьи и друзей Эйвазову приходилось нелегко. Родители помогали ему, чем могли, но этого хватало лишь на съём недорогой комнаты и пропитание. А чтобы оплачивать учёбу в консерватории он устроился на работу официантом и барменом. Расписание Юсифа было такое: подъём в пять утра, в семь открытие кофейни, где он готовил капучино, латте, макиато, в обед к нему приходили люди на бизнес-ланч, а в три часа дня и до семи вечера было свободное время, которое он посвящал занятиям по музыке, а после семи вечера и до двух ночи он работал в ресторане.
Заработанных денег хватало на занятия с самыми лучшими музыкантами мира, Юсиф брал уроки вокала у Пласидо Доминго, Магда Оливери, Франко Корелли и самого Лучано Паваротти.
Сочетание трудолюбия, таланта, опыта, полученного у известнейших мастеров оперы, и учёбы в консерватории (диплом получен в Болонском музыкальном институте), помогли Юсифу Эйвазову добиться больших успехов в оперном мире.
МУЗЫКА
Карьера молодого азербайджанского певца началась в 2005 году, когда его впервые пригласили выступать в малые театры на оперные спектакли. Там он постепенно оттачивал своё мастерство и приобретал профессионализм.
Первое выступление Юсифа Эйвазова состоялось в Турине, на тот момент ему было двадцать два года. Устроил его Марио Тромбетти, который был артистическим директором одного итальянского театра. Именно он попросил спеть одну композицию.
Я приехал за пять часов туда. Три часа я распевался, орал всё, что только можно, чтобы голос был распетым, я же ответственный. Начинаю петь эту арию из «Ломбарцев», и в конце, когда был заход на верхнюю ноту, дал петуха. Гробовая тишина стояла в зале, где было тысяча человек. В абсолютно гробовой тишине покидаю это позорное место. Больше никогда в своей жизни я не пою эту арию.
Неудачный дебют не подкосил уверенность в себе у Юсифа, он продолжил учиться пению. Уже в 2005 году, когда его впервые пригласили в малые театры на оперные спектакли. Именно там постепенно оттачивалось его мастерство, приобретался профессионализм. Он объездил за это время Францию, Австрию, Словению, Францию, Германию, Испанию, Японию, Корею.
На Международном конкурсе оперных певцов в Милане в 2008 году Юсиф завоевал в Гран-при. Зимой 2009 года его пригласили выступать на концерте в Большом зале Московской консерватории, посвященном юбилею Владимира Минина.
Отправной точкой для карьера Юсифа Эйвазова послужило выступление на сцене Большого театра в 2010 году. Азербайджанский певец исполнил партию Каварадоссм в опере Пуччини «Тоска». Именно тогда о нём узнала широкая публика, и стали открыты двери крупных мировых оперных сцен и престижных музыкальных фестивалей. Юсиф даже выступал перед Папой Римским и был удостоен престижной медали Джанандреа Гаваццени. А в 2012 году он одержал победу на Международном конкурсе вокалистов им. Бюльбюля.
В 2013 году в рамках фестиваля оперного искусства в Равенне на сцене театра им. Данте Алигьери Юсиф исполнил главную роль в опере Верди «Отелло». Эйвазов блестяще справился с непростой задачей.
Это выступление поспособствовало приглашению в 2014 году Юсифа в оперу «Манон Леско» Дж. Пуччини самим Риккардо Мути. Для Эйвазова это был первый крупный контракт в жизни.
Риккардо Мути был первым великим режиссером, с которым я когда-либо работал в театре. Это научило меня, прежде всего, понимать роль режиссера. Он не направляет вас жестом, он не направляет вас, как другие, но он учит вас понимать его.
Именно эта постановка стала судьбоносной, ведь в Риме он и познакомился со своей будущей женой Анной Нетребко, подробнее об этом чуть позже. Тут ещё раз отмечу, что Юсифа позвали участвовать в постановке «Манон Леско» до его знакомства с Анной, поэтому нет поводов говорить о том, что именно Нетребко продвинула его по карьерной лестнице.
В следующем году состоялся дебют Эйвазова сначала в Парижской национальной опере с партией Манрико в опере «Трубадур», а затем в Венской государственной опере с партией Калафа в «Турандоте». В 2016 году Юсиф также впервые выступил на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и в Берлинской государственной опере.
2017 год выдался очень успешным для Юсифа Эйвазова и Анны Нетребко: летом они выступали на фестивале «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а осенью отправились в турне по странам Азии и Австралии. В этот же период времени вышел их совместный диск «Romanza», записанный в соавторстве с композитором Игорем Крутым. А в декабре этого же года Юсиф Эйвазов удостоился чести открыть зимний сезон в известном оперном театре Ла Скала, исполнив партию Андре Шенье в одноименном спектакле Умберто Джордано.
А 2018 год стал урожайным на награды: сначала Юсиф вместе с Анной были удостоены театральной премии «Золотая маска» за совместное выступление в «Манон Леско» на сцене Большого театра, а затем Юсиф был удостоен почётного звания Народного артиста Азербайджана за большой вклад в развитие музыкальной культуры Азербайджана.
В 2019 году Юсиф Эйвазов неустанно гастролировал и выступал как в постановках лучших оперных театров мира, так и с сольными концертами. Летом 2019 года на фестивале «Новая волна» в Сочи Юсиф выступил с песней «Gioia», а также исполнил совместно с Анной Нетребко композицию «Cantami».
В 2020 году почти все театральные постановки были отменены из-за пандемии Covid-19, поэтому Юсиф весь год посвятил время семье и подготовке к участию во втором сезоне шоу «Маска» на НТВ, куда его пригласил генеральный продюсер канала Тимур Вайнштейн в сентябре. Юсиф охотно согласился, так как является большим поклонником данного шоу, он не пропускал ни одной серии, выходивший на экраны ТВ, и активно комментировал происходящее в социальных сетях.
2021 год начался для Юсифа с участия в шоу «Маска», которое выходило на экране с февраля по май. Маска Ламы полюбилась многим зрителям своим обаянием, юмором и, конечно же, вокальными данными. Юсиф Эйвазов занял на проекте второе место, пропустив вперёд лишь молодого певца Jony. А вместе с Кириллом Туриченко Юсиф готовит сольный концерт в Москве, где представит песни в эстрадном жанре.
Личная жизнь
В первый раз Юсиф Эйвазов женился в двадцать четыре года на Адель Феррари, а невесте на тот момент было около семидесяти лет. Брак был необходим Юсифу для получения итальянского гражданства. Эту информацию тенор скрывал долгое время, а начал говорить лишь после того, как всплыла информация на оперных форумах.
Первая жена тенора происходит из известной итальянской журналистской династии. Ее сын и первый муж также работали в газетах, делая репортажи из горячих точек. Сама Адель Феррари ранее активно занималась политикой, поэтому у неё много связей среди итальянских политиков. А сама она состояла в партии, членом Lega nord», члены которой в те годы резко выступали против мигрантов. Но ради Юсифа Адель поступилась своими принципами и убеждениями и помогла ему получить гражданство Италии. Многие потом судачили, что именно благодаря Феррари Эйвазов и смог пробиться на большую оперную сцену.
Это был брак по расчету, так называемое деловое партнерство. Карьера Юсифа не особо пошла: он играл только в провинциальных театрах Италии, - рассказали друзья Эйвазова.
С Адель Феррари Юсиф прожил несколько лет, а развёлся только после встречи с Нетребко. Говорят, Адель многое сделала для молодого мужа. Самое главное - ввела Эйвазова в нужное общество. Человек она в культурном мире не последний.
До встречи с Аней я 17 лет прожил в Италии и даже был женат на итальянской журналистке, которая существенно старше меня. Тогда мне было 24 года, этот брак был настоящей авантюрой, игрой для нас обоих. И прожили мы вместе недолго, хотя официально развелись, только когда Аня сказала мне: "Хочу замуж!", - говорит Юсиф.
Сам Юсиф по-прежнему с благодарностью и теплой относится к своей первой жене.
Судьбоносная встреча с Анной Нетребко произошла в феврале 2014 года в Риме, где они оба исполняли главные партии в опере «Манон Леско». Именно Анна первой начала проявлять интерес к азербайджанскому тенору, они стали чаще проводить время вместе.
Я прилетела в Рим, чтобы впервые в жизни спеть в опере «Манон Леско». А партию ещё даже не начинала учить, так что на репетицию я пришла с плохим настроением. И вдруг вижу, что мой возлюбленный по опере - де Грие - высокий, статный красавец. А я люблю больших, сильных мужчин, чтобы обнял и прямо - ух! К тому же оказалось, что мой де Грие прекрасно говорит по-русски! Настроение у меня сразу улучшилось! - рассказывала Анна Нетребко.
Но Юсиф долгое время не верил в серьёзность намерений Анны, думая, что после премьеры они разъедутся и больше не встретятся, поэтому не видел смысла начинать какие-то близкие отношения.
Она просто дала мне понять, что есть шанс. А у меня началась обратная реакция. Я испугался. Думаю, вот приехала примадонна, поиграет со мной как с плюшевым мишкой — и до свидания. Я никогда в жизни даже представить не мог, что такая женщина обратит на меня внимание!.
Анна и Юсиф вспоминают, как после оглушительно успешной премьеры оба остались в Риме еще на несколько дней, как гуляли по городу, рассказывали друг другу о себе, ничего не скрывая.
В течение первых недель после знакомства мы практически не расставались и за это время очень сблизились, - продолжает Анна. - Возникло ощущение, будто мы знаем друг друга давно. Что меня в нем зацепило? Его голос. Красивый, сильный голос...
В марте им всё же пришлось разъехаться по разным городам, но не выдержали долгой разлуки.
Когда это случилось, мы сразу же поняли, что не можем друг без друга, - говорит Юсиф, - разлука была неожиданно болезненной. В конце марта мы увиделись в Вене и с тех пор уже не расставались.
Для многих этот союз выглядел как типичный мезальянс. Ведь на тот момент Юсиф только начинал делать большую карьеру, многие считали, что теперь благодаря этому попрёт. Но уже никто не узнает, как на самом деле бы сложилась карьера, если бы в его жизни не было Анны.
Уже спустя полгода после знакомства состоялась помолвка Юсифа Эйвазова и Анны Нетребко. Они вместе с сыном певицы прибыли на белой карете к ресторану St. Peter Stiftskeller при аббатстве Святого Петра в Зальцбурге. Для Анны и Юсифа было важно отметить отпраздновать столько значимое событие в своей жизни в кругу родных и друзей.
Сама свадебная церемония состоялась 29 декабря 2015 года в Вене. Празднество было очень впечатляющим и масштабным, напоминая оперную постановку.
После церемонии Анна и ее избранник проследовали в карете через центр Вены к городскому дворцу Лихтенштейнов. Там прошло масштабное празднование при участии примерно 180 гостей. Поздравить супругов приехали известные персоны российского шоу-бизнеса, среди которых был Филипп Киркоров, Андрей Малахов, Вадим Верник, Дмитрий Оленин и многие другие.
Вот уже несколько лет Анна и Юсиф счастливы вместе. Эйвазов воспитывает сына Анны Тьяго, как своего родного ребёнка, а совместных детей у них нет из-за генетической несовместимости.
Он удивительный ребенок, я не могу сказать, что это не мой сын. Это мой ребенок, и даже если завтра его родной отец придет и скажет "отдай" – я его не отдам! Буду за него драться, даже с его родным отцом! Тьяго настолько чистый и светлый человек, что когда он тебя обнимает, как будто тебя обнимает весь мир.
Тьяго зовёт Эйвазова папой. Юсиф признается: когда мальчик первый раз назвал его отцом, он понял, что Тьяго для него не просто пасынок и сын любимой женщины, а его ребенок.
У меня нет мыслей, что это не мой ребенок по крови. Он мой родной по крови, потому что он им стал. Это моя отдушина. Мое единственное чадо.
Юсиф Эйвазов сейчас
Азербайджанский певец продолжает радовать ценителей оперы по всему миру, а также выступать вместе с Анной Нетребко. Вот список опер, где можно услыть пение Юсифа:
- Большой театр - «Пиковая дама» и «Тоска»
- Мариинский театр - «Пиковая дама», «Турандот», «Сельская честь», «Манон Леско»
- Metropolitan Opera - «Турандот» и «Богема»
- Teatro di San Carlo (г. Неаполь) - «Отелло» и «Аида»
- Deutsche Oper Berlin - «Бал-маскарад»
- Gran Teatro del Liceo (г. Барселона) - «Пиковая дама»
- La Scala - «Адриана Лекуврер»
- Opera de Monte-Carlo - «Манон Леско»
- Staatsoper Berlin - «Турандот»
- Arena di Verona - «Аида»
А с графиком выступлений можно ознакомиться на сайте Юсифа Эйвазова.
Несмотря на свою огромную занятость, Юсиф Эйвазов не забывает про своих поклонников, постоянно уделяя внимание в своём Instagram аккаунте. Юсиф с радостью отвечает на комментарии простых людей, делает репосты в stories. Азербайджанский певец также регулярно выкладывает видео с репетиций, отрывки выступлений, делится фотографиями с отдыха со своей семьёй. У Юсифа есть также свой YouTube канал, где он запустил свою программу «Разговор с интересными людьми», на интервью к нему приходили Валерий Гергиев, Николай Цискаридзе, Денис Мацуев, Максим Галкин, Иосиф Пригожин, Александр Малинин, Вячеслав Макаров.
А как вы относитесь к Юсифу Эйвазову, знали ли о нём до того, как он стал мужем Анны Нетребко, и до его участия в шоу «Маска»? Пишите в комментариях.