Найти тему

УМК "Гармония" снова в перечне рекомендованных учебников для начальной школы. Стоит ли отдавать ребёнка по нему учиться?

Оглавление

УМК "Гармония" вошел в новый перечень учебников, допущенных министерством просвещения к использованию в школах. Отзывы о нём очень разные. Родители программу ругают, многие учителя хвалят. Давайте попробуем разобраться в плюсах и минусах программы.

Букварь

Авторы : Соловейчик М. С. Бетенькова Н. М. Кузьменко Н. С. Курлыгина О. Е.

Обучение в школе по любой программе начинается с периода обучения грамоте. К сожалению, не по всем Букварям или Азбукам, в том числе включенные включенным в перечень, можно научить читать с нуля. Приятно, что к Букварю в УМК "Гармония" это не относится. В этой программе хороший Букварь, по которому удобно работать и можно научить читать ребёнка, который не умел этого делать до школы.

Материал подобран грамотно. При изучении новых букв уделяется большое внимание чтению слогов, при изучении букв, обозначающих согласные звуки, наглядно показывается, какие буквы указывают на мягкость, а какие на твердость согласного звука. После этого даются слова и предложения для отработки навыка чтения. Хороший, грамотно составленный Букварь. Родителям дошкольников, которые сами учат детей читать, советую обратить на него внимание.

Русский язык

Авторы: Соловейчик М. С. Кузьменко Н. С.

Учебник по русскому языку вызывает больше всего споров при обсуждении данного УМК. Одни его очень хвалят, вторые также сильно ругают. Почему?

Здесь важно сказать, что УМК "Гармония" заявлен как программа обучения, предполагающая активную позицию ребёнка при изучении нового. Т. е. она заточена на развитие умения сравнивать, анализировать, размышлять. Вы много знаете детей, умеющих все это делать ? Лично я, нет.

Во- первых, у младшего школьника маленький жизненный опыт. И мало знаний. Во-вторых, в силу темперамента не каждый ребёнок может проявить инициативу, кто-то боится быть смешным, кто-то боится ошибиться. И получается, что 10 человек в классе рассуждают, а ещё 20 тихо сидят. И хорошо, если слушают. А то и забыли, о чем в классе речь шла. А посмотреть негде. В учебнике по русскому языку, например, нет привычных нам правил. Он даёт прекрасную пищу для разговоров на тему "а вот раньше были хорошие учебники, а сейчас плохие".

Мы привыкли к тому, что в учебнике даётся правило, а потом упражнения на это правило. Учебник Соловейчик строится по другому принципу. Он, наверное, единственный, пытается объяснить суть правила. И подводит к ней постепенно. Мы все помним, что, для того, чтобы правильно написать слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного звука был гласный (глаз-глаза) или звонкий согласный (глазница). Теперь давайте посмотрим, как эта тема раскрывается в учебнике для 2 класса.

Тема раскрывается через наблюдение за языковым материалом. Потом детям показывают, какие слова проверять не надо (слова вроде стол, слон и т. д). От себя замечу, что этот момент часто выпадает у детей. Они не понимают, почему слово глаз надо проверять, а слово стул - нет. После того, как детям объяснили, какие буквы, обозначающие согласные звуки, не требуют проверки, переходят к случаям, когда проверка нужна.

И объяснение этого момента даётся через орфографическую задачу. Для развития орфографической зоркости, в программе используется письмо с пропусками. Когда на месте ещё не изученной орфограммы ребёнок ставит точку. И пишет слово дальше. У этого метода, с моей точки зрения, есть один серьезный минус. Когда ребёнок пропускает в слове букву (или меняет синюю пасту на зеленую, чтобы выделить цветом проблемную букву), у него теряется целостное восприятие слова.

Мы говорим сейчас про подачу материала в учебнике. Но учебник- инструмент в руках учителя.

Залог успешного обучения по данной программе - доверие учителю. И, конечно, работа ребёнка на уроке. Если ребёнок что-то пропускает или не понимает, родителям бывает сложно понять, как объяснить тему по этому учебнику. Если учитель готов помочь родителям и подсказать, как помочь ребенку, то проблем не будет. Если же он отвечает что-то вроде "почитайте методичку" (хотя таких учителей мало), то родителям будет сложно разобраться в нюансах программы и помочь ребенку.

Математика

Автор: Истомина Н. Б.

Учебник Истоминой существует давно. Часто родители жалуются на то, что в учебнике встречаются задания с непонятной формулировкой. Например, такое:

Пример из учебника за 3 класс
Пример из учебника за 3 класс

Миша разложил число 13 на разрядные слагаемые (10 и 3). А вот что сделала Маша? Она разложила число 13 на слагаемые ( вспомнила состав чисел).

Или такое задание (74)

Пример из учебника 3 класса
Пример из учебника 3 класса

В этом упражнении для каждого примера даётся подробный алгоритм нового вычислительного приёма. Но при этом детям предлагается самим понять, в чем его суть. А вот после этого упражнения даётся рассуждение-объяснение темы. Как и в русском языке, при объяснении темы ребенку предлагается понаблюдать, порассуждать и подумать. Родителям, при выборе данной программы, надо подумать, потянет их ребенок такой подход, или ему будет сложно.

Я считаю, что подобные задания ( догадайся, как объяснить новую тему) имеют смысл только тогда, когда они что-то похожее уже делали. Например, дети могут совершенно спокойно объяснить, как делить на трехзначное число, уже умея делить на двухзначное. Но полностью объяснить вычислительный приём, который они не знают, дети не смогут. Сколько человек из класса догадается, что число разложено на удобные слагаемые? Человека 3. Ну 7. А остальные решат, что на второй строчке написан новый пример.

Часто в учебнике по математике даётся несколько решений одной задачи. Ребенку предлагается их сравнить. Хочу обратить внимание на то, что в учебнике много задач. Данный учебник будет хорош как сборник упражнений.

Стоит ли отдавать ребёнка учиться по данной программе?

УМК "Гармония", с моей точки зрения, не подходит детям, которые находятся на семейном или дистанционном обучении (по выбору родителям). Сложновато может быть и ребятам, которые часто болеют. Во всех трёх случаях не обойтись без помощи родителей в обучении. А им может быть сложно разобраться в особенностях подачи материала.

Эта программа будет интересна любознательным детям, склонным к сравнению, анализу.

Успех обучения по этой программе зависит от учителя и от доверия к учителю. Если учитель знает программу, понимает особенности УМК "Гармония", умеет по ней работать, а родители, в свою очередь, доверяют учителю, принимают его объяснения, то ребенку будет комфортно. Плюс, конечно, эта программа рассчитана на детей, принимающих активное участие в обучении, на ребят, которые склонны анализировать, сравнивать, думать. Я вовсе не хочу сказать, что такие дети умнее или лучше остальных. Далеко не все отличники могут работать по принципу "сначала найди решение, а потом проверь себя". Дети все разные. И подход к ним нужен разный. Если ребенку комфортнее сначала услышать объяснение, а потом отработать тему, то "Гармония" может оказаться для него некомфортной программой. Да, именно так. Ребенку должно быть комфортно, тогда он будет успешен по любой программе.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал