Найти тему
Николай Цискаридзе

Надо всегда учитывать, с кем ты общаешься, как ты общаешься

Сейчас, когда я нахожусь на своем посту и посещаю разные выставки, у меня вызывает печаль только одно: что современное искусство в основном это декларация и позиционирование какого-то своего мнения вместо того, чтобы была демонстрация действительно навыков, профессионализма и поиска иного пути самовыражения.

Я очень часто привожу этот пример, что все великие импрессионисты столкнулись с одной очень ужасной для них вещью. Дело в том, что вообще художникам основные деньги приносили портреты. Конечно, они писали очень большие полотна, они были замечательные все, но основные деньги все зарабатывали на портретах, но появилась фотография.

Надобность в портретах отпала и им пришлось находить другой путь, чтобы изобразить человека, но уже не выписывая так скрупулезно, как это делали предшественники, а другим путем, все-таки передавать и внешность, и характер, и суть человека.

-2

И вот дело в том, что – это очень важный момент, ведь так появилось новое направление, – они все были великими рисовальщиками, они могли нарисовать абсолютно спокойно, как тот же Рафаэль, как все большие мастера до них, полностью отображая все как есть, потому что они владели профессией.

Вот для меня любая педагогическая задача и любая задача ученика – прежде всего познавать профессию, в том чтобы каждый человек, чем бы он ни начинал заниматься, абсолютно все равно чем, он бы становился необыкновенным профессионалом в этом деле, чтобы он умел делать все как полагается. А уже дальше как он пойдет, как он научит.

Я много лет наблюдал за мамой, которая была педагогом, она была педагогом в школе и готовила детей в вузы частным образом, это было в основном в тот период, когда я еще сам не учился в школе. И я, знаете, был всегда поражен ее терпению.

Она со мной не была терпелива. На меня она и голос повышала, и очень строго себя вела, а вот что касалось учеников, с которыми она работала, она ровным голосом, не повышая его, умела в 70-й раз объяснить закон Ома одному и тому же человеку.

-3

У меня это до сих пор вызывает какое-то необыкновенное восхищение, потому что я абсолютно другой человек, меня не хватает и я все время думаю, ну надо же как у мамы хватало сил, и у нее была в те годы очень хорошая репутация в том плане, что когда к ней отправляли ребенка, этот ребенок точно выучивал предмет, к которому она его готовила.

Это была физика, это было не так просто, и ее ученик сдавал на отлично в вуз, набирал проходной балл.

Но она одну и ту же вещь разным людям объясняла по-разному.

Она никогда не учила меня всем этим делам, но я был этому свидетелем и когда уже сам стал педагогом, я понял, что я тоже должен к каждому человеку, особенно когда уже готовим роль, когда я с ними репетирую – подходить индивидуально, потому что все люди абсолютно разные и у них разная скорость запоминания, разная скорость усвоения материала.

-4

Вот, например, я отличался тем (как ученик), что я очень быстро все учил, но очень быстро мог все забыть, и для того, чтобы это усвоить, мне надо прикладывать большое усилие, усидчивость такую, чтобы это осталось надолго. А вот есть люди, которые очень тяжело воспринимают информацию, они очень тяжело входят в процесс обучения, но они запоминают навсегда, и здесь надо всегда учитывать, с кем ты общаешься, как ты общаешься, что ты преподносишь. Такая моя позиция.