Недавно, по рекомендации бывшей коллеги, у меня появилась новая ученица. Четырехлетнюю Лизу привела на занятия красавица-мама. Высокая, похожая на маму, модно одетая девочка все время жалась к родительнице. За стол не присела, игры и игрушки проигнорировала, и в большей степени была развернута ко мне спиной. По глазам было видно, что обучающие логопедические игры в ноутбуке ей понравились, но до обследования речи дело так и не дошло. Девочка не проронила ни слова.
Пока Лиза привыкала к обстановке, я узнала от мамы, что девочка может быть очень говорливой и подвижной. Что год назад изъявила желание, как подружка Ника, ходить на фигурное катание. Свое первое занятие на катке провела стоя у бортика. Но постепенно освоилась, и всего за год добилась хороших результатов, и теперь ее переводят в старшую группу.
Чтобы понять природу такого патологического стеснения у ребенка и начать работу по исправлению речи мне пришлось поискать информацию на просторах интернета.
Если у вашего ребенка есть подобные трудности, то вам будет интересен следующий материал.
Умение налаживать коммуникацию в современном мире стало неотъемлемой частью успеха в любом деле. Поэтому так важно учить с самого детства умению общаться, договариваться и улаживать конфликты
Варианты детской застенчивости
Дети-интроверты
Уже не секрет, что детей не надо специально воспитывать, нужно воспитывать себя. У общительных родителей – общительные дети.
Но бывают исключения, когда у родителей-экстравертов ребенок- интроверт. У детей-интровертов внимание направлено внутрь себя, им интересны чувства, книги, предметы, явления и научные факты. Им не нужна большая компания и множество друзей. Родителям нужно понять и принять своих детей и не пытаться сделать заводилой и душой компании.
Ребенка-интроверта не стоит отправлять в детский лагерь, о его предпочтениях лучше узнать у него самого, а также подумать над тем, как помочь ему не стать застенчивым в мире экстравертов.
Дети с трудностями обучения
Часто родители путают проблемы общения с речевыми или интеллектуальными нарушениями. Неумение ребенка общаться, наладить коммуникацию со сверстниками и взрослыми объясняют застенчивостью. На самом деле ребенок в силу проблем в развитии не в силах строить предложения просто отказывается от общения. Родителям в этом случае нужно понять, что проблема есть и сама по себе не исчезнет и решать ее нужно вместе со специалистами. Об этом я уже писала здесь.
Дети с низкой самооценкой
Стеснительность может быть показателем низкой самооценки и неуверенности ребенка в себе.
Возникает она в случаях, когда в затруднительной или непонятной ситуации, ребенок остается без поддержки родителей, получает негативные оценки своих поступков. Например, отец в случае неудачи сына называет его вялым конем или отказывает ему в своей фамилии: «Какой ты Ковалев, ты вылитый Желтухин» и т.п. В таких случаях ребенок будет чувствовать себя не способным ни на что, вечным неудачником.
Среди застенчивых детей это самая распространенная причина. Но их основная проблема – это реальное отсутствие навыков общения и преобладание негативного опыта коммуникации.
Решение проблемы лежит на поверхности: повышение самооценки ребенка и увеличение положительного опыта общения.
Патологически застенчивые дети
Есть вариант очень застенчивых детей, которые не вступают в разговоры с чужими людьми вообще. Такой ребенок может отлично коммуницировать с мамой или бабушкой, но с психологом или логопедом не проронят ни слова. Или, с такой девочкой я уже сталкивалась в детском саду, отлично общаются с детьми, но не поддерживают беседу с взрослыми. Такое выборочное общение называется элективным мутизмом (избирательный отказ от речи). Это серьезное нарушение, которому родители не придают большого значения. Оправдание для них то, что с ними-то ребенок общается. Родственники считают, что ребенок обязательно перерастет.
Причины элективного мутизма
Психологи считают, что его основная причина – патологическое желание утвердить свое Я, удачно удачно закрепившийся способ манипулирования окружающими. Такие дети проявляют упрямство
не только в своем нежелании разговаривать, но и в обычных ежедневных делах, в игре.
Иногда у них могут выявляться признаки каких-либо легких речевых нарушений или некоторые особенности нервной системы, которые сами по себе не приводят к элективному мутизму. С одной стороны, такие дети очень чувствительны к критике, могут быть тревожны, эмоционально неустойчивы, но в то же время эгоцентричны, демонстративны в поведении, нуждаются в постоянном внимании и похвале.
Такие дети эгоцентричны. Им трудно проявлять сочувствие и жалость. Часто они чувствуют себя самыми несчастными или самыми особенными. С таким отношением к себе и окружающим они не родились. Проблема в том, что родители живут для ребенка, воспитывают его как королевскую особу, при этом не заботятся о воспитании человеческих качеств сострадания, сочувствия и человеколюбия. При этом родители чрезмерно опекают ребенка и не дают ему шансов совершать ошибки и адекватно к ним относится.
К тому же родители такого ребенка ставят ему высокую планку, ожидая от него очень многого. Ребенок думая, что он самый-самый, сталкиваясь с трудностью и потерпев неудачу, старается избегать подобных ситуаций, чтобы не лишиться любви близких.
Вот почему провоцирующим фактором отказа взаимодействовать с окружающими часто является банальное требование другого взрослого, которое ребенок не может или думает, что не сможет выполнить. Но, какие бы причины не привели ребенка к элективному мутизму, родителям, понимающим истинные причины данной проблемы, будет легче с ней справиться.
Стеснительность – это комплексное состояние, проявляется в разнообразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведение, и устранить ее.
Как родители могут помочь своему ребенку?
1. С помощью специалистов узнайте, есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задержки в развитии). Если они есть, работайте над их преодолением.
2. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно много знать, в этом очень хорошо помогает совместное чтение и обсуждение прочитанного.
3. Проанализируйте свой стиль воспитания: наиболее благоприятным для застенчивых детей является «демократический» стиль. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований ко всем детям. В семье наиболее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки и любви.
4. Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить поражение – только так он научится адекватно относиться к ошибкам. Необходимо всячески поощрять и развивать самостоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам).
5. Учитесь правильно оценивать ребенка. Хвалите не за то, что дано ему от природы (красоту или ум), а за конкретные достижения и действия, при этом стараясь отметить не его замечательные личные качества, а сам результат. Вместо: «Молодец, какой ты умный», скажите: «Молодец, ты справился с трудной задачей!» Или: «Я горжусь тобой, ты помог товарищу!» Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.
6. Обращайте внимание ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам. Читайте книги по возрасту и обсуждайте поступки героев, их общение, взаимодействие. Задавайте ребенку вопросы о том, чтобы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.
7. Показывайте ребенку собственные дружелюбие и приветливость. Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно заранее в игре проигрывать роль ребенка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).
8. Играйте в веселые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования. Используйте игры, направленные на развитие мимики и жестов, ловкости. «Угадай эмоцию», «Изобрази животное», «Разговор с глухим человеком – жестами». Привлекайте в эти игры других доброжелательных взрослых.
9. Если специалисты поставили вашем ребенку элективный мутизм, не стоит на этом акцентировать внимание. Не обсуждайте это при нем и не настаивайте на том, чтобы он общался. Так вы усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Такая патологическая застенчивость – следствие, а избавиться от нее можно, только устранив причины. Не реагируйте на то, что ребенок «вдруг замолкает» или постоянно обижается в каких-то ситуациях. Не называйте его «застенчивым», «стеснительным», «неуверенным в себе» как при нем, так при других людях. Такое поведение игнорируйте, но поощряйте любые попытки взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми.
Надеюсь, что эта статья вам была полезной. А моя ученица Лиза, благодаря некоторым из рекомендаций, уже включилась в занятия и научилась говорить звук «ш».