Фундаментальный анализ акций это метод оценки компаний для определения будущих изменений цен акций на основе экономических, политических, иных факторов и данных, которые могут влиять на котировки ценных бумаг.
Данный анализ фокусируется на финансовом состоянии компании, помогает определить сильные и слабые стороны, перспективы развития, и в конечном счете определить примерную справедливую стоимость ее ценных бумаг.
Если справедливая стоимость ниже текущей рыночной цены — покупать ценные бумаги невыгодно, потому что инвесторы их переоценивают. И наоборот если справедливая стоимость выше текущей цены то покупать бумаги выгодно, потому что они недооценены.
Таким образом, основная цель фундаментального анализа — выбор ценных бумаг, которые вырастут в цене или по которым эмитенты будут платить стабильно высокие дивиденды.
На стоимость акций компании может влиять множество факторов, например политическая или экономическая ситуация в стране, насколько успешны ее конкуренты, финансовое состояние самой компании и другие факторы.
Фундаментальные факторы влияют на рынки по-разному. Как правило, одни компании выигрывают, а другие — проигрывают.
Фундаментальный анализ акций включает в себя несколько этапов:
1.Оценка влияния макроэкономических факторов.
На этом этапе оценивается состояние экономики в стране, политическая ситуация и то, как она может повлиять на ваши инвестиции.
На этом этапе инвестора может интересовать:
- Рост или снижение ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Рост ВВП может является признаком развития компаний страны в целом, то есть увеличения их доходов.
- Уровень инфляции. Увеличение уровня инфляции приводит к уменьшению реального инвестиционного дохода, получаемого инвестором на фондовой бирже;
- Процентные ставки. Уровень процентной ставки определяется Национальным банком страны в зависимости от ожидаемой инфляции. Растущая инфляция и процентные ставки стимулируют инвесторов покупать больше облигаций, поскольку их доходность увеличивается (цены падают) и обеспечивают более надежную прибыль, чем акции;
- обменный курс. Курс напрямую влияет на расходы и доходы компаний, торгующих за рубежом.
К примеру увеличение курса означает, что растут как расходы компаний-импортеров, так и доходы компаний-экспортеров. И наоборот. Кроме того, высокие курсы иностранных валют означают, что инвестиции в ценные бумаги страны в этот момент становятся более привлекательными для иностранных инвесторов;
- другие показатели: уровень потребления; реальные доходами населения; уровень безработицы; розничные продажи; промышленное производство и остальные;
- политическая стабильность;
- географические факторы.
Основная цель анализа макроэкономических факторов состоит в том чтобы дать ответ на вопрос о прибыльности инвестирования в компании рассматриваемой страны.
2. Анализ отдельной отрасли.
На этом этапе оценивается конкуренция в отдельной выбранной отрасли .
Отраслевой анализ заключатся в изучении отдельной группы компаний, производящих продукцию того же типа или предоставляющих аналогичные услуги интересующей нас компании, то есть компаний из одной и той же отрасли.
Цель анализа отдельных отраслей :
- определение темпов развития и динамики роста отрасли;
- определение перспектив развития отрасли и ее возможных рисков;
- определение на каком цикле своего развития находится отрасль (старт, ускорение роста, умеренный рост, стагнация, или падение роста);
- определение подвержена ли данная отрасль цикличности или сезонности (это важно поскольку котировки множества акций подвержены влиянию сезонности или цикла отрасли, к примеру сельское хозяйство, нефть и газ и другие);
- определение насколько данная отрасль подвержена к общему экономическому спаду (к примеру товары повседневной необходимости менее подвержены падению реальных доходов населения чем товары выборочного спроса или дорогостоящие товары);
- определение других важных показателей для конкретной отрасли (отдельно взятая отрасль может иметь свои важные показатели которые могут существенно повлиять на компании такой отрасли, к примеру для нефтяных компаний цена на нефть является самым важным фактором их успешности).
3. Анализ отдельной компании.
Анализ отдельной компании наиболее важный этап для инвестора. В нем изучается фундаментальная стоимость компании.
На этом этапе анализируется несколько конкретных компаний из выбранной отрасли.
Этот этап можно разделить на 2 под этапа:
3.1. Ситуационный анализ.
На этом этапе рассматривается все аспекты деятельности компании за исключением финансовых показателей и мультипликаторов компании.
Желательно ознакомиться со стратегией развития, менеджментом компании, ее технологиями, типом продукта, издержками производства, имидж и бренд и прочее.
3.2. Финансовый анализ.
Финансовый анализ в основном проводится на основании "мультипликаторов" компании - о мультипликаторах расскажем в следующей статье.
Целью финансового анализа заключается в определении является ли компания недооцененной или переоцененной рынком, а может цена ее акции имеет справедливую стоимость, в соответствии с этим инвестор определяет привлекательность конкретных компаний.
4. Технический анализ.
На этом этапе инвестор, с учетом проведенного финансового анализа, изучает котировки выбранных им компаний для выбора желаемой цены покупки
К примеру если инвестору кажется что компания недооценена рынком то инвестор определят для себя диапазон цен в котором он считает такую акцию приемлемой к покупке.
А в случае переоцененности компании, инвестор может определить для себя желаемую цену покупки такой акции на будущее.
В заключении 1 части хочется сказать что для начинающего инвестора фундаментальный анализ акций может показаться довольно сложным.
С этого начинали абсолютно все инвесторы и успешные в том числе!
Терпение, практика и оттачивание навыков обязательно принесут свои результаты и со временем анализ станет для вас легким инструментом повседневной работы!
Далее мы расскажем вам основных мультипликаторах компаний.