Здравствуйте! С Вами канал "Радуга знаний"🌈
А знаете ли Вы, что каждый год 22 июля отмечается Всемирный день мозга?
Этот праздник посвящен важности вопросам здоровья мозга 🧠
Всемирный день мозга был учрежден Всемирной федерацией неврологии для повышения осведомленности широкой публики о важности здоровья мозга и отмечается с 2014 года. Всемирная федерация неврологии — международная ассоциация национальных неврологических обществ, которая была учреждена в Брюсселе в 1957 году.
Мозг - самый загадочный орган тела человека. Понимание принципов работы человеческого мозга — это не просто частное явление из области физиологии. Здесь содержится более глобальный вызов: понять мозг — значит, понять окружающий мир.
"Изучение мозга сегодня становится задачей и проблемой, объединяющей многие дисциплины и направления. Это и наука о человеке, и наука о том, как мы познаем окружающий мир, в том числе физику и Вселенную. Это и медицина: ясно, что в мозге работает 80 генов нашего организма, и количество заболеваний, которые существуют за счет нарушения нервной системы тоже огромно — более 500. И нам необходимо понять их причину, происхождение, способы диагностики и предотвращения. И, наконец, новое поколение искусственного интеллекта ориентируется на все большее и большее моделирование свойств нейронных сетей человеческого мозга или мозга животных. Этот процесс будет и дальше развиваться по мере того, как мы понимаем принципы работы головного мозга. Все это привело к возникновению в последнее десятилетие крупнейших мировых программ исследования мозга. В значительной степени это было продиктовано в последнее 20 лет революцией возможностей исследования мозга", — считает академик РАН, директор Института перспективных исследований мозга МГУ Константин АНОХИН.
Человеческий мозг часто сравнивают с Вселенной: настолько глобальной, сложной и непостижимой кажется его работа. Во все времена мозг сравнивали с самыми сложными конструкциями.
Так в XVII веке Рене Декарт сравнивал мозг со сложной машиной, у которой есть рычаги, клапаны и баллоны с газом – «животные духи». Именно эта аналогия привела к появлению теории рефлекторной работы мозга.
В XIX веке мозг сравнивали с телефонной станцией, передающей сигналы из разных областей организма.
В XXI его чаще всего сравнивают с компьютером: мозг принимает, обрабатывает и хранит информацию, а также управляет «устройствами вывода» − мышцы и внутренние органы.
КАК ОТМЕТИТЬ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОЗГА?
Уважаемые читатели! Если Вы хотите сохранить молодость и активность мозга, предотвратить возникновение "сбоев" в организме, Вам необходимо вооружиться знаниями в области регулярной тренировки мозга.
Вот несколько упражнений, которые можно использовать в течение всей своей жизни. Достаточно потратить 10-15 минут утром, чтобы выполнить простые упражнения, и мозг будет работать намного эффективнее.
Упражнение №1
РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЛОВА
Отличное упражнение для закостеневшего мозга. Помогает улучшить концентрацию, повысить внимание и нагружает сразу оба полушария, используется для профилактики болезни Альцгеймера.
Задача заключается в том чтобы, быстро, не раздумывая, назвать цвет. Может показаться, что это довольно просто, однако левое полушарие начинает концентрироваться на словах, а правое на цвете. Это сильно сбивает с толку. Хорошо если выполнять это упражнение с напарником, который будет показывать вам слова, а вам нужно назвать цвет или прочитать, что написано. Именно напарник говорит, что в данный момент нужно: назвать цвет или прочитать слово.
Упражнение №2
Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.
Упражнение №3
Накройте соединенными указательным, средним и безымянным пальцами одной руки мизинец на другой руке. Чередуйте руки.
Упражнение №4
На одной руке последовательно соединяйте большой палец со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. На другой руке – начиная с мизинца. Ваша задача состоит в том, чтобы делать упражнение одновременно обеими руками.
Упражнение №5
РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО: польза для интеллекта. Рисование двумя руками - интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте!
Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начните рисовать одну и ту же картинку обеими руками. Начинать лучше с геометрических фигур, постепенно усложняя задачу.
Упражнение №6
Выполняйте бытовые задачи менее развитой рукой. Это поможет развить другое полушарие и активировать в нем новые процессы. Не стоит начинать с опасных задач, например, чистить или нарезать овощи ножом и овощечисткой.
Упражнение №7
Не бойтесь менять интерьер дома и на рабочем месте. Регулярно переставляйте вещи, которые вас окружают, на разные места. Привычки способны серьезно утомлять наш мозг, поэтому он нуждается в регулярных встрясках.
Упражнение №8
Выберите новый маршрут, по которому вы будете добираться на работу. Старайтесь чаще путешествовать, а также каждый раз отдыхать в новом месте. Как показывают исследования физиологов, при выполнении таких условий, активно развивается пространственная память.
Упражнение №9
РИСУЕМ ЗНАК БЕСКОНЕЧНОСТИ
Это упражнение носит еще название "Ленивые восьмерки". А все потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку.
Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.
Выполнение:
1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.
2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.
3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.
4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.
5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.
Упражнение №10
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Мы знаем, что физическая активность улучшает здоровье, защищает от ожирения, диабета и проблем с сердечно-сосудистой системой. Но благотворное влияние физический упражнений распространяется не только на наше тело, но и на ум.
Давно известно, что перерывы на зарядку во время занятий умственным трудом улучшают работоспособность. Можно было бы подумать, что физические упражнения, как и любая смена деятельности, просто-напросто позволяют мозгу отвлечься и отдохнуть, однако на самом деле физзарядка сама непосредственно действует на мозг.
Исследователи из Университета Западного Онтарио сконцентрировались на кратковременных когнитивных эффектах, которые проявляются сразу же после физической активности. Участники исследования в течение 10 минут занимались на велотренажере в режиме от умеренного до интенсивного. После этого они переходили ко второй части эксперимента, в которой надо было двигать глазами определенным образом в зависимости от того, что ты видишь на экране монитора – здесь требовались внимание и сосредоточенность. Выполнение задания оценивали с помощью специальной системы, которая отслеживала движения глаз.
Оказалось, что сразу после занятий на велотренажере ошибок было меньше, чем до, а скорость реакции сокращалась на 50 миллисекунд. Для сравнения некоторые участники эксперимента вместо занятий на велотренажере просто читали журнал, и у них никаких улучшений в когнитивных функциях не наступало.
В статье в Neuropsychologia
говорится, что аэробная физическая нагрузка облегчает умственную деятельность разными способами: с одной стороны, упражнения могут в целом возбуждать нервную систему, приводя ее в состояние «боевой готовности», а с другой, аэробика может влиять на проведение нервного возбуждения. Молекулярным посредником здесь служит белок под названием нейротрофический фактор мозга, который интенсивно синтезируется в ответ на аэробную физическую нагрузку.
Немедленный эффект проявляется в том, что человек становится более сосредоточенным, что повышается эффективность исполнительного контроля. Так называют ряд различных когнитивных процессов, с помощью которых мозг выбирает, как действовать дальше, и регулирует выполнение плана действий.
Среди таких процессов – обработка одиночных или множественных стимулов и реагирование на них, сканирование и обновление рабочей памяти (она позволяет нам держать в уме небольшие фрагменты информации, с которыми мы работаем в данный момент), а также ингибиторный контроль, то есть торможение импульсивных (автоматических) реакций и замена их более обдуманными.
Есть также данные о том, что физические упражнения могут сразу же улучшить и память: в исследовании, опубликованном в Journal of Alzheimer’s Disease
говорится, что шестиминутные занятия на велотренажере помогали людям старшего возраста лучше запоминать незнакомые картинки, которые им показывали до упражнений. Авторы работы предположили, что память улучшалась под действием гормона и нейромедиатора норадреналина, который вырабатывается при физической нагрузке.
Человеческий мозг — самый сложный объект для изучения. В нем кроется много тайн и загадок. От него зависят наши действия, мысли и чувства. Мы не слышим ушами и не видим глазами. Все это делают участки головного мозга. Он дает нам самые интересные темы для изучения: сознательного и бессознательного. Много ведется разработок и исследований, но главную тайну мозга еще предстоит узнать возможно в скором будущем.
В настоящее время существует огромное количество тренажёров, систем и методов развития мозга. Нам лишь нужно выбрать для себя наиболее эффективные и интересные!
Так что развивайтесь, тренируйтесь умственно и физически, занимайтесь самообразованием – и ваш мозг будет находиться в состоянии постоянного развития. Но не забывайте и отдыхать!😀
😊Подписывайтесь на канал "Радуга знаний" , чтобы не пропустить новые статьи! Ставьте лайки, пишите комментарии 🧡
"Теория поколений": К какому поколению относитесь Вы?
7 мудрых мыслей Конфуция, которые обязан изучить каждый образованный человек⚜
Лучший мультипликационный фильм всех времён и народов