Китайская RPG с элементами гачи, изначально разработанная для смартфонов и распространяемая по модели free-to-play, — столь «гремучее» сочетание способно отвратить от игры любого опытного геймера, наводя на мысли о безумном гринде и полном отсутствии вменяемого геймплея. Но из каждого правила есть исключения, и Genshin Impact — одно из них. Данный проект способен заткнуть за пояс иные AAA-игры и увлечь на многие десятки часов благодаря многогранному игровому процессу в открытом мире, сравнимом по уровню проработки с Хайрулом из знаменитой Legend of Zelda: Breath of the Wild. Хотя, как это обычно и бывает с условно-бесплатными играми, не обошлось без некоторых нюансов.
Почему Genshin Impact называют «Зельдой для ПК»?
На момент написания данного материала рейтинг Genshin Impact на портале Metacritic составляет 84 балла из 100 по версии профильных изданий и лишь 5,5 балла из 10 по мнению игроков. Большинство поставивших низкую оценку предъявляют к игре две основные претензии:
- При всех достоинствах проект имеет хищническую систему монетизации, направленную на то, чтобы выкачать из игрока как можно больше денег.
- Genshin Impact — не более чем клон Legend of Zelda: Breath of the Wild, довольно посредственный и не привносящий в жанр ровным счетом ничего нового.
С первым аргументом сложно поспорить: когда речь заходит о донате, разработчики действительно не стесняются в средствах, изо всех сил стараясь залезть в ваш карман, хотя главной их целью являются именно хардкорные игроки (к этому моменту мы вернемся немного позже). Что же касается выпадов про «китайскую подделку» и «бездушный клон», то подобные обвинения говорят лишь об уровне компетенции доморощенного критика, который явно не играл ни в бессмертный шедевр Nintendo, ни в Genshin Impact, да и о том, чем дышит индустрия, имеет весьма смутное представление.
Для начала стоит сказать, что разного рода заимствования являются нормой для игропрома. Более того, если бы геймплей можно было патентовать и разработчики не имели возможности копировать друг у друга удачные приемы и даже целые механики, такие признанные шедевры, как Half-Life («клон» Doom), WarCraft («клон» Dune 2), Uncharted («клон» Tomb Raider), и многие другие замечательные игры не увидели бы свет, инди-сцены не существовало бы вовсе, а мы с вами были бы вынуждены довольствоваться одними и теми же выпускаемыми из года в год конвейерными проектами весьма посредственного качества, ведь в отсутствие конкуренции у держателей таких патентов попросту не было бы стимула развиваться.
И если отбросить в сторону слепой фанатизм, то следует признать, что и авторы Legend of Zelda: Breath of the Wild во многих аспектах копируют то, что уже было изобретено ранее (причем отнюдь не только самими Nintendo), полируя до блеска и умело сочетая разноплановые механики ради создания живого открытого мира, который было бы по-настоящему интересно исследовать. Именно эту концепцию и взяли на вооружение разработчики из китайской компании miHoYo Limited при создании Genshin Impact, добившись действительно потрясающих результатов.
Первое, что необходимо понять: перед нами отнюдь не поделка, слепленная на коленках энтузиастами, и не проект-однодневка от noname-конторы, главная цель которой состоит в том, чтобы за пару лет срубить как можно больше с аддиктивных геймеров и «уйти в закат», возродившись уже под новым названием с новым IP. miHoYo Limited — не новички, а Genshin Impact — уже третий проект компании, причем предыдущая их игра, Honkai Impact 3rd, не просто живет и здравствует до сих пор, но и стала весьма успешной, набрав в общей сложности более 40 миллионов установок и принеся своим создателям около $800 миллионов прибыли.
Именно успех данного проекта позволил шанхайской студии выделить на разработку новой игры $100 миллионов (для сравнения, бюджет третьего «Ведьмака» составил лишь $81 миллион) и нанять команду из 300 человек, которые трудились над Genshin Impact четыре года кряду. То есть проект изначально задумывался как полноценная AAA-игра, и это становится очевидным буквально сразу же после первого запуска.
Технически Genshin Impact безупречен. С первых минут игры вы словно попадаете в ожившую сказку: ребята из miHoYo настолько умело поработали с дизайном локаций, цветовой гаммой и селлшейдингом, что практически любой скриншот немудрено перепутать с отрисованным вручную кадром из фэнтезийного аниме. И саундтрек лишь подчеркивает эту невероятную атмосферу, органично переплетаясь со звуками виртуальной природы.
Досконально продуман даже интерфейс: в Genshin Impact вы никогда не заплутаете во вкладках инвентаря или в настройках, чем грешат даже иные консольные эксклюзивы. Здесь все сделано так, чтобы вам было максимально удобно и комфортно и ничто не мешало наслаждаться игровым процессом. А он, поверьте, сможет вас удивить!
Разработчики и сами не скрывают, что во многом вдохновлялись именно The Legend of Zelda: Breath of the Wild, неукоснительно следуя главной идее геймдизайнеров Nintendo и по кирпичику выстраивая максимально насыщенный открытый мир с безумным количеством разнообразных активностей, органично переплетающихся между собой. В Genshin Impact каждый найдет занятие по душе. Здесь вы сможете сражаться со множеством врагов, включая боссов, против которых сперва нужно подобрать рабочую тактику, выполнять увлекательные квесты с нелинейным сюжетом, а еще готовить, заниматься алхимией и крафтом, разгадывать остроумные головоломки… всего и не перечесть! Даже просто путешествовать по Тейвату (так называется мир игры) — одно сплошное удовольствие, настолько филигранно проработана механика полетов и паркура (да-да, как и в «Зельде», здесь можно забраться практически куда угодно, и вам реально придется это делать).
Ну а чтобы вы точно не заскучали, Genshin Impact позволяет играть одновременно за четверых персонажей. Как такое может сработать в экшен-ориентированной RPG? Просто, как все гениальное. Вы собираете группу, однако управляете лишь одним из ее участников. В нужный момент вы можете мгновенно переключиться на другого персонажа в зависимости от изменившихся обстоятельств, причем не прерывая бой, что делает игровой процесс еще более увлекательным.
Каждый из доступных в игре героев — это, по сути, обособленный класс, использующий строго определенное оружие (например, двуручный меч или лук), имеющий заданный набор активных навыков и принадлежащий той или иной стихии, которые можно комбинировать между собой. Атаки и скиллы персонажей при этом не просто наносят больше урона противникам, относящимся к полярной стихии, но и способны вступать в элементальные реакции, результаты которых зависят даже от порядка использования умений. Эта особенность боевой системы открывает широчайший простор для творчества, позволяя игроку расправляться с оппонентами самыми изощренными способами.
И надо сказать, что такие связки не просто хорошо работают, но и чрезвычайно эффектно выглядят, тем более что стихии взаимодействуют и с вашим окружением: трава пылает, вода покрывается ледяной коркой или превращается в пар, молнии перескакивают между намокшими противниками — настоящее пиршество для глаз!
У всего этого великолепия есть один побочный эффект: Genshin Impact оказывается довольно требовательной к аппаратному обеспечению. Чтобы в полной мере насладиться ее красотами, поклонникам мобильного гейминга понадобится практически топовый смартфон на базе процессора Qualcomm Snapdragon 845 или более мощного, 4 ГБ оперативной памяти и 8 ГБ свободного места. Поскольку речь идет о проекте с обширным открытым миром, устанавливать клиент игры лучше всего на быстрый встроенный накопитель — это поможет избавиться от фризов при подгрузке текстур и объектов.
Если же внутренняя память вашего смартфона уже забита под завязку, придется раскошелиться на быструю карту памяти уровня SanDisk Extreme Pro с интерфейсом UHS-I, отвечающую спецификациям Application Performance Class A2.
Данная карточка может похвастаться скоростью передачи данных до 100 МБ/с, при этом ее минимальная стабильная производительность в самых неблагоприятных условиях составляет 4000 IOPS (операций ввода-вывода в секунду) при случайном чтении файлов и 2000 IOPS при случайной записи. Благодаря этому SanDisk Extreme PRO оптимально подходит для расширения внутренней памяти вашего смартфона, гарантируя стабильную работу установленных приложений и плавность геймплея даже в самых графически навороченных играх.
Поклонники ПК оказались в несколько лучшей ситуации: чтобы добиться стабильных 60 кадров в секунду на ультранастройках графики в разрешении Full HD, будет вполне достаточно процессора уровня Intel Core i5, 8 ГБ оперативной памяти и GTX 1060 с 3 гигабайтами VRAM на борту. Хотя на официальном сайте вы можете найти другие сведения, на самом деле на максимальных настройках графики игра использует не более 2,8 ГБ видеопамяти (в среднем — 2,6 ГБ), а загруженность RAM не превышает 6,6 ГБ с учетом ресурсов, используемых операционной системой Windows 10.
Впрочем, если ваш компьютер не оборудован достаточно быстрым SSD, от просадок FPS не спасет даже GTX 3070: все же Genshin Impact создана на Unity Engine, а этот движок достаточно активно работает с файлами на диске в силу особенностей архитектуры. Но поскольку игра не тяготеет к фотореализму, здесь будет вполне достаточно среднебюджетного твердотельного накопителя уровня WD Blue SN550, при этом можно обойтись даже моделью на 250 ГБ, ведь сам дистрибутив занимает около 30 ГБ дискового пространства.
Хотя такой накопитель стоит всего на 15% дороже SATA SSD, его производительность достигает 2600 МБ/с (а зачастую и больше) в операциях последовательного чтения, а в смешанном режиме он демонстрирует уверенные 1900 МБ/с.
Столь высокие показатели гарантируют не только практически мгновенную загрузку игры, но и отсутствие просадок частоты кадров во время длительных путешествий по бескрайним просторам Тейвата.
Ложка дегтя: монетизация в Genshin Impact
При всех многочисленных достоинствах, Genshin Impact имеет и один, но весьма серьезный недостаток — модель монетизации в стиле гача. Поэтому, если вы в принципе азартный человек, спешим предупредить: ни в коем случае не играйте ради вашего же собственного благополучия (в первую очередь — финансового)!
Само название «гача» (или же «гася», что ближе к оригинальному японскому произношению) восходит к капсульным торговым автоматам «гасяпон», продающим коллекционные фигурки. Закинув монетку в такой агрегат и повернув ручку, покупатель получает пластиковую капсулу с игрушкой внутри, как правило, изображающей героя популярного аниме, манги или видеоигры.
Теоретически любую серию можно купить целиком, однако же на практике добиться этого оказывается чрезвычайно сложно. Все дело в том, что фигурки имеют разную степень редкости, поэтому ситуации, когда вам вместо недостающего элемента коллекции будет раз за разом выпадать одна и та же игрушка, которая давно у вас есть, являются обыденностью. Причем отбить затраты путем обмена или продажи дублей у вас не выйдет, поскольку другие коллекционеры находятся в аналогичной ситуации.
В Genshin Impact вместо коллекционных фигурок вы собираете персонажей и снаряжение. Подобно игрушкам из гасяпона, каждый из них имеет собственную степень редкости, причем уникальные пятизвездочные герои и предметы закономерно оказываются и самыми полезными. Виртуальные «капсулы» в игре получили говорящее название «Молитвы», что весьма иронично, ведь шанс получить героя с 5 звездами в игре составляет всего 0,6%, что, кстати, является одним из самых низких показателей среди гача-игр вообще, так что без помощи высших сил тут явно не обойтись.
Чтобы было понятно, каковы ставки, приведем конкретный пример. Журналист Forbes Пол Тэсси решил самостоятельно оценить, как работает монетизация в Genshin Impact, и попробовал заполучить пятизвездочного героя исключительно за счет вливания реальных средств. Первый пятизвездочный персонаж (причем совсем не тот, которого хотел репортер) выпал Полу лишь после того, как он потратил на Молитвы в общей сложности $100, то есть около 7500 рублей по нынешнему курсу.
И не стоит думать, что побороть Великий китайский рандом удастся при помощи самозабвенного гринда, ведь разработчики предусмотрели и этот момент. Здесь используется классическая механика стамины (энергии), характерная для мобильных игр.
В Genshin Impact существует особая субстанция — Первородная смола. Вы можете иметь при себе не более 120 единиц данного ресурса, причем этот лимит нельзя увеличить ни игровыми методами, ни за реальные деньги. Смола требуется для того, чтобы получать награды за разнообразные активности, и расходоваться она будет очень быстро:
- 20 единиц смолы придется отдавать в каждом подземелье Бездны;
- еще 20 единиц смолы будут уходить на каждую Артерию Земли;
- 40 единиц смолы нужно для открытия сундуков, падающих с элитных боссов;
- с 60 единицами смолы придется расстаться, если хотите получить награду за победу над еженедельным боссом.
Первородная смола постепенно восстанавливается: если вы все потратили, то запас будет полностью восполнен спустя 16 часов реального времени. Поэтому опытные геймеры поступают так: заходят в игру утром, тратят всю смолу, повторно заходят где-то в середине дня, когда запас восстановился на 50%, и тратят и его. Это позволяет получать 180 единиц смолы каждый день. Вот только хватит этого от силы на полчаса геймплея (да еще и по расписанию, а не когда вы хотите), поскольку более-менее прокачанная партия будет зачищать те же Бездны и Артерии со скоростью света. Не можете играть утром и в середине дня? Желаете посидеть в игре подольше? Платите.
Если гача — ловушка для людей азартных, то смола ориентирована на игроков с «синдромом отличника», то есть всех тех, кто хочет развиться в игре по максимуму и не намерен отступать. Ограничивая прокачку и время игры, разработчики буквально наступают таким людям на горло, услужливо предлагая «первую дозу» в 60 единиц смолы со скидкой: заправиться первый раз в день вы сможете всего за 50 Камней Истока, тогда как за шестую порцию у вас попросят уже 200, но, скорее всего, вы купите и ее.
Интересно, что мягкие формы доната вроде подписки и боевого пропуска, которые здесь тоже присутствуют, работают на донат жесткий: премиум-статус не сможет удовлетворить потребности активного игрока, а чтобы закрыть все задания из баттлпасса… придется докупать смолу. Одним словом, если по структуре Genshin Impact изо всех сил старается казаться RPG западного образца, то в реальности мы имеем дело с классической азиатской гачей во всех самых худших ее проявлениях.
Резюме: играйте в Genshin Impact правильно!
Если рассматривать Genshin Impact в отрыве от избранной разработчиками бизнес-модели, то мы имеем дело с добротной RPG в аниме-стилистике, способной занять достойное место среди эксклюзивов Sony или Nintendo, за которую не жалко было бы отдать не то что стандартные для высокобюджетных проектов $60, но и все $120. Поверьте, даже при таком прайсе каждый вложенный доллар отбился бы на все 100%, ведь в этой игре продумано буквально все, а обилие геймплейных механик и разнообразных активностей не даст заскучать ни на минуту.
Но поскольку в реальности перед нами проект категории free-to-play, использующий отнюдь не самые либеральные схемы монетизации, то можем дать один простой совет: не пытайтесь играть в Genshin Impact так, как обычно играете в бесплатные MMO, а играйте в нее так, как играли бы в синглплеерную AAA-игру. Неторопливо идите по сюжету (его можно пройти целиком, не вложив ни копейки), выполняйте побочные квесты, пробуйте разные тактики сражений, крафтите, получайте ачивки, наблюдайте за NPC, находите пасхалки и делайте невероятные скриншоты — интересных занятий на бескрайних просторах Тайвата хватит часов на 30 безмятежного геймплея.
Когда же вы перешагнете ту незримую точку невозврата, после которой игра превратится в «однорукого бандита», мечтающего лишь о том, чтобы добраться до вашего кошелька, без сожаления удалите клиент. Считайте, что вы благополучно прошли Genshin Impact, и тогда ваши теплые воспоминания об этой игре не омрачат ни утомительный гринд, ни китайский рандом, ни вечно заканчивающаяся смола.