Найти в Дзене
Кот-ученый

Тайна последнего похода подводного крейсера «Сюркуф»

Юрий Каторин В 1927 году во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф». Практически сразу после ее постройки в силу вступил Лондонский морской договор, ограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно. Водоизмещение надводное – 2 880 т, подводное – 4 304 т, длина наибольшая – 110 м, ширина корпуса – 9 м, средняя осадка – 7,25 м. Лодка предназначалась для охраны атлантических конвоев и должна была вступать в артиллерийский бой с любым рейдером типа вспомогательного крейсера, а боевые корабли атаковать торпедами. Поэтому вооружение французской субмарины не имело больше аналогов: на ней установили броню, восемь ТА калибра 550 мм и четыре калибра 400 мм. Для ведения надводного артиллерийского боя предназначались два морских орудия 203-мм/50 образца 1924 года, в спаре

Юрий Каторин

 Подводный крейсер «Сюркуф» в дальнем походе
Подводный крейсер «Сюркуф» в дальнем походе

В 1927 году во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф». Практически сразу после ее постройки в силу вступил Лондонский морской договор, ограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно.

Устройство подводного крейсера «Сюркуф» (архивный чертеж)
Устройство подводного крейсера «Сюркуф» (архивный чертеж)

Водоизмещение надводное – 2 880 т, подводное – 4 304 т, длина наибольшая – 110 м, ширина корпуса – 9 м, средняя осадка – 7,25 м. Лодка предназначалась для охраны атлантических конвоев и должна была вступать в артиллерийский бой с любым рейдером типа вспомогательного крейсера, а боевые корабли атаковать торпедами. Поэтому вооружение французской субмарины не имело больше аналогов: на ней установили броню, восемь ТА калибра 550 мм и четыре калибра 400 мм. Для ведения надводного артиллерийского боя предназначались два морских орудия 203-мм/50 образца 1924 года, в спаренной башенной установке. Орудийная башня устанавливалась на гидравлическом цилиндре. Перед погружением давление масла в нем уменьшалось, и башня опускалась на 20 мм, обеспечивая герметичность соединения c корпусом.

Башня ГК подводного крейсера «Сюркуф»
Башня ГК подводного крейсера «Сюркуф»

Калибр орудий соответствовал главному калибру тяжелых крейсеров, боекомплект – 60 снарядов. Стволы закрывали герметичные заглушки, которые дистанционно открывались из рубки. Управление огнем осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с 5-метровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла гидросамолет Besson MB.411 в герметичном ангаре. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета. Дальность плавания составляла 12 000 миль (около 20 000 км). Экипаж состоял из 140 матросов и 8 офицеров! Силовая установка: 2 дизеля по 7 400 л.с., 2 электромотора по 3 400 л.с., два винта. Скорость надводная 18,5 узла, подводная – 10 узлов. Рабочая глубина погружения 80 м. Автономность плавания 90 суток.

Ангар гидросамолета
Ангар гидросамолета
 Besson MB.411
Besson MB.411

До 1939 года «Сюркуф» совершил много визитов в иностранные порты, демонстрируя военную мощь Франции. Вторую мировую войну «Сюркуф» встретил на Ямайке, и практически сразу же начал подготовку к возвращению на родину. Он был включен в состав эскортных сил британского конвоя KJ-2, и 28 сентября 1939 года отбыл в Старый Свет. Новый 1940 год «Сюркуф» встретил в Шербуре, а в мае, с началом немецкого вторжения, был отправлен в Брест, где встал в сухой док для ремонта. Блицкриг развивался стремительно, и к тому моменту, когда немецкие танки подходили к Бресту, лодка все еще была неисправна, однако благодаря решительным действиям капитана и команды «Сюркуфу» удалось ускользнуть у противника буквально из-под носа. Несмотря на то, что на лодке работал всего один двигатель и был неисправен руль, она смогла пересечь Ла-Манш и достичь Портсмута.

Подводный крейсер «Сюркуф» в 1939 г.
Подводный крейсер «Сюркуф» в 1939 г.

В течение двух недель отношения между английскими и французскими моряками в Девонпорте были вполне дружелюбными. После заключения перемирия между Францией и Германией британцы начали операцию «Катапульта» – вооруженный захват французских кораблей с целью не допустить их попадания в руки Кригсмарине. 3 июля 1940 года в два часа ночи, получив, очевидно, сообщение, что двигатели «Сюркуфа» в порядке и он собирается тайно покинуть гавань, англичане решили действовать. Командир субмарины «Таймс» (HMS Thames) Деннис «Лофти» Спрейг поднялся на борт подлодки с абордажной группой (около 30 вооруженных моряков) для ее захвата, разоружил вахту и проник внутрь. В сопровождении старшего лейтенанта Пэта Гриффитса с английской подлодки «Роркуэл» (HMS Rorqual) и двух вооруженных морских пехотинцев Спрейг спустился в офицерскую кают-компанию, где собрал всех офицеров лодки. Объявив о прикомандировании «Сюркуфа» к Королевскому военно-морскому флоту и не встретив возражений, Спрейг расслабился и разрешил французскому офицеру отлучиться в гальюн, не подозревая, что французы хранили там личное оружие. Первым погиб Спрейг, получив семь пулевых ранений. Гриффитсу выстрелили в спину, когда он полез по трапу за помощью. Один из морпехов — Джим Хит — был ранен пулей в лицо, а другой — Альберт Уэбб — убит наповал. В возникшей перестрелке погиб французский уорент-офицер механик Ив Даниэль, а экипаж был блокирован и лодка захвачена.

Последний командир «Сюркуфа» капитан 2 ранга Луи Блезон
Последний командир «Сюркуфа» капитан 2 ранга Луи Блезон

Сотрудничать с британскими властями команда «Сюркуфа» почти вся отказалась. Из полутора сотен членов экипажа лишь 2 офицера и 14 матросов дали согласие остаться на борту и воевать, а остальные отправились в лагеря для интернированных, предварительно успев уничтожить всю находящуюся на борту лодки документацию и вывести из строя часть оборудования. Командиром был назначен один из двух оставшихся офицеров — капитан 2 ранга Луи Блезон (Louis Blaison; 1906–1942). К лодке были прикомандированы британский офицер связи и два матроса, а сам «Сюркуф» получил новый экипаж, набранный из французских моряков, присоединившихся к движению де Голля «Свободная Франция». Значительная часть из них до этого служила только на гражданских судах, но даже и военные моряки впервые столкнулись с такой необычной и сложной в обращении конструкцией как «Сюркуф».

Недостаток выучки усугублялся и сложным моральным состоянием моряков. Перспектива того, что воевать придется, вполне возможно, против своих же соотечественников, неоднозначные действия британцев и постоянная вишистская пропаганда по радио, призывавшая французов возвращаться на родину и не позволять англичанам использовать себя в качестве пушечного мяса – все это не способствовало высокому боевому духу.

Энергетическая установка подводного крейсера «Сюркуф»
Энергетическая установка подводного крейсера «Сюркуф»

Британское адмиралтейство оказалось в сложном положении. С одной стороны, подводный крейсер обладал весомой боевой ценностью и, к тому же, благодаря довоенной пропаганде, ассоциировался у французов с мощью их страны, поэтому применять его стоило – это позволило бы наносить урон немцам и их союзникам, одновременно повышая моральное состояние бойцов «Свободной Франции». С другой стороны,конструктивные недостатки лодки, плохая подготовка ее нового экипажа и, главное, его ненадежность и неустойчивость приводили к тому, что выпускать «Сюркуф» в море многие члены Адмиралтейства считали не просто бесполезным, а потенциально опасным. В итоге с апреля 1941-го до января 1942-го лодку выводили на боевые задания всего дважды, оба раза без каких-либо успехов. Состояние экипажа было плачевным, матросы часто оказывались под арестом или были списаны на берег за неподобающее поведение и различные нарушения. Отношения между офицерами и нижними чинами были натянутыми и доходили до откровенной враждебности, многие члены команды открыто высказывали сомнение в полезности вооруженных сил «Свободной Франции» как таковых. Лодка была перебазирована в канадский порт Галифакс, в котором собрались еще несколько французских кораблей, и стала участвовать в эскортировании трансатлантических конвоев, а затем была отправлена на поиск плавучих баз немецких подводных лодок.

В августе 1941 года лодка прибыла в Портсмут и встала в ремонт. Ремонтные работы были крайне затруднены из-за нестандартной конструкции и оборудования уникальной лодки и продолжались до 11 ноября 1941 года. Все детали подлодки (даже болты и гайки) имели нестандартные для США и Британии метрические размеры, поэтому вместо снабжения с заводов каждую деталь приходилось изготавливать отдельно. В декабре «Сюркуф», вместе с тремя французскими корветами, принял участие в операции по освобождению архипелага Сен-Пьер и Микелон, который находился под властью правительства Виши. 25 декабря 1941 года на островах высадился десант «Свободной Франции», и после проведенного плебисцита колония перешла под контроль движения де Голля. По завершению операции лодка вернулась в Галифакс, а затем отбыла на Бермуды, невзирая на большое количество неисправностей на борту. Ибо в начале 1942 года «Сюркуф» было решено перебросить на Тихий океан для помощи американскому флоту, сильно пострадавшему после налета японцев на Перл-Харбор.

«Сюркуф» в Портсмуте на ремонте
«Сюркуф» в Портсмуте на ремонте

7 февраля лодка добралась до Бермуд. По дороге ее несколько раз трепало непогодой, из-за чего оказались повреждены рубка, орудийная башня и несколько торпедных аппаратов, вышел из строя двигатель, потеряли герметичность некоторые люки на палубе. Самолет пришлось оставить на берегу по причине неисправностей еще раньше. Моральное состояние экипажа так и не улучшилось, к тому же он был далеко неполным. По итогам перехода британским наблюдателем был сделан вывод о полной не боеспособности подводного крейсера и было предложено его списать. Адмиралтейство, однако, больше склонялось к мнению, что степень повреждений командиром лодки преувеличивается, и это просто саботаж, проистекающий из нежелания воевать. Командующий подводными силами Великобритании адмирал К. Хортон (Kennedy Horton, 1883−1951) послал свое донесение Адмиралтейству: «Командир „Сюркуфа“ – моряк, хорошо знающий корабль и свои обязанности. На состоянии экипажа отрицательно сказались долгое безделье и антианглийская пропаганда в Канаде. На Таити, при обороне своей земли, я думаю, «Сюркуф» может принести значительную пользу… К «Сюркуфу» особое отношение во французских военно-морских силах, и «Свободная Франция» будет категорически против его списания».

9 февраля «Сюркуф» получил приказ проследовать на остров Таити через Панамский канал. Маршрут был чрезвычайно опасным, так как следовать в подводном положении лодка не могла из-за повреждений, и потому легко могла стать добычей своих немецких коллег, которые в этом регионе буквально кишели. 12 февраля со 130 членами экипажа на борту (в том числе 4 военнослужащих Королевского флота) крейсер покинул Бермуды и отправился в путь в направление Панамского канала, но туда он так и не дошел. Что случилось?

Американский военный транспорт «Томсон Лейкс»
Американский военный транспорт «Томсон Лейкс»

Вот первая, официальная, версия. В ночь с 18 на 19 февраля американское судно «Томсон Лейкс (SS Thompson Lykes), направлялось из Панамского канала на Кубу. Экипаж судна опасался немецких подлодок, коих там действовало 3 штуки и шел с выключенными огнями. В 22:30 рулевой заметил огонек на уровне воды, капитан приказал дать право руля, но столкновение с неизвестным объектом всё же произошло. Этот объект прошел под килем сухогруза, команда слышала несколько взрывов, вспышки и крики о помощи на английском языке. Сухогруз по инерции прошел еще одну милю, развернулся и вернулся в место столкновения для поиска выживших и обломков. Было предположение, что столкновение произошло с немецкой субмариной.Однако 8 часов поисков, хотя к нему присоединились два американских эсминца, – ничего не дали. Не обломков, не тел, не выживших, только одно большое мазутное пятно на поверхности. Как потом выяснилось, мазут был с «Томсон Лейкс», он вытекал из носовой пробоины. 19 февраля в Лондонское адмиралтейство пришла телеграмма, в которой содержался следующий текст:

«Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22:30 18 февраля в 010 градусах 40 минутах северной широты, 079 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08:30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след – нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня».

Таким образом, в сообщении о пропаже лодки сразу же содержалась и версия ее гибели, ставшая затем официальной – в ночной темноте лодка, о местонахождении и курсе которой американцев не предупредили, столкнулась с транспортом «Томсон Лайкс» и затонула со всем экипажем. Официальная версия вполне правдоподобна и имеет право на жизнь, однако имеет ряд «мутных» мест, оставляющих возможность для сомнений. Например, никто из команды «Томсон Лайкс» не видел, с чем именно столкнулось их судно, а представителей «Свободной Франции» не пустили на заседания комиссии по расследованию столкновения и не дали ознакомиться с ее материалами.

Американская подводная лодка «Макрель»
Американская подводная лодка «Макрель»

Позже поступили сведения, что «Сюркуф» был потоплен у острова Сен-Пьер, была неподтвержденная информация, что экипаж «Сюркуфа» сочувствовал правительству Виши и тайно дозаправлял немецкие подлодки в Атлантике, и что пара американских подлодок «Макрель» и «Марлин» обнаружила его в проливе Лонг-Айленд перегружающим припасы и горючее на немецкую подлодку, в результате чего и «немец», и «француз» были потоплены. Вариации этой версии включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец. Потом долго ходили слухи, что подлодку в проливе нашел Жак-Ив Кусто.

Американский противолодочный самолет Дуглас В-18
Американский противолодочный самолет Дуглас В-18

Историк Джеймс Расбриджер (James Rusbridger»; 1928–1994) развил тему, выяснил и написал книгу, согласно которой «Сюркуф» якобы был потоплен утром 19 февраля двумя американским противолодочными самолетами A-17 и B-18. В то утро они сбросили на неизвестную подводную лодку 18 бомб, в результате чего она была уничтожена. В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была «обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров». Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был «Сюркуф». Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с «Томсон Лайкс», и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.

Монумент в память моряков «Сюркуф»
Монумент в память моряков «Сюркуф»
Почтовая марка в честь командира «Сюркуф»
Почтовая марка в честь командира «Сюркуф»

Как бы то ни было, на сегодняшний день исчезновение «Сюркуф» остается одной из тайн, которые море хранит в огромном количестве с начала времен, и узнать ее разгадку нам еще только предстоит. Свет на произошедшее определенно пролил бы сам «Сюркуф», но его обломки до сих пор не найдены. 23 сентября 1951 года в память о 130 погибших моряках был открыт монумент на набережной в Шербуре, порту приписки «Surcouf», а командиру подводного крейсера посвящена почтовая марка.

См. также:

Франция во Второй мировой войне. Малоизвестные факты

Трагедия авианосца «Синано»

СРАЖЕНИЕ В ЯВАНСКОМ МОРЕ

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020