Юрий Каторин
В 1927 году во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф». Практически сразу после ее постройки в силу вступил Лондонский морской договор, ограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно.
Водоизмещение надводное – 2 880 т, подводное – 4 304 т, длина наибольшая – 110 м, ширина корпуса – 9 м, средняя осадка – 7,25 м. Лодка предназначалась для охраны атлантических конвоев и должна была вступать в артиллерийский бой с любым рейдером типа вспомогательного крейсера, а боевые корабли атаковать торпедами. Поэтому вооружение французской субмарины не имело больше аналогов: на ней установили броню, восемь ТА калибра 550 мм и четыре калибра 400 мм. Для ведения надводного артиллерийского боя предназначались два морских орудия 203-мм/50 образца 1924 года, в спаренной башенной установке. Орудийная башня устанавливалась на гидравлическом цилиндре. Перед погружением давление масла в нем уменьшалось, и башня опускалась на 20 мм, обеспечивая герметичность соединения c корпусом.
Калибр орудий соответствовал главному калибру тяжелых крейсеров, боекомплект – 60 снарядов. Стволы закрывали герметичные заглушки, которые дистанционно открывались из рубки. Управление огнем осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с 5-метровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла гидросамолет Besson MB.411 в герметичном ангаре. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета. Дальность плавания составляла 12 000 миль (около 20 000 км). Экипаж состоял из 140 матросов и 8 офицеров! Силовая установка: 2 дизеля по 7 400 л.с., 2 электромотора по 3 400 л.с., два винта. Скорость надводная 18,5 узла, подводная – 10 узлов. Рабочая глубина погружения 80 м. Автономность плавания 90 суток.
До 1939 года «Сюркуф» совершил много визитов в иностранные порты, демонстрируя военную мощь Франции. Вторую мировую войну «Сюркуф» встретил на Ямайке, и практически сразу же начал подготовку к возвращению на родину. Он был включен в состав эскортных сил британского конвоя KJ-2, и 28 сентября 1939 года отбыл в Старый Свет. Новый 1940 год «Сюркуф» встретил в Шербуре, а в мае, с началом немецкого вторжения, был отправлен в Брест, где встал в сухой док для ремонта. Блицкриг развивался стремительно, и к тому моменту, когда немецкие танки подходили к Бресту, лодка все еще была неисправна, однако благодаря решительным действиям капитана и команды «Сюркуфу» удалось ускользнуть у противника буквально из-под носа. Несмотря на то, что на лодке работал всего один двигатель и был неисправен руль, она смогла пересечь Ла-Манш и достичь Портсмута.
В течение двух недель отношения между английскими и французскими моряками в Девонпорте были вполне дружелюбными. После заключения перемирия между Францией и Германией британцы начали операцию «Катапульта» – вооруженный захват французских кораблей с целью не допустить их попадания в руки Кригсмарине. 3 июля 1940 года в два часа ночи, получив, очевидно, сообщение, что двигатели «Сюркуфа» в порядке и он собирается тайно покинуть гавань, англичане решили действовать. Командир субмарины «Таймс» (HMS Thames) Деннис «Лофти» Спрейг поднялся на борт подлодки с абордажной группой (около 30 вооруженных моряков) для ее захвата, разоружил вахту и проник внутрь. В сопровождении старшего лейтенанта Пэта Гриффитса с английской подлодки «Роркуэл» (HMS Rorqual) и двух вооруженных морских пехотинцев Спрейг спустился в офицерскую кают-компанию, где собрал всех офицеров лодки. Объявив о прикомандировании «Сюркуфа» к Королевскому военно-морскому флоту и не встретив возражений, Спрейг расслабился и разрешил французскому офицеру отлучиться в гальюн, не подозревая, что французы хранили там личное оружие. Первым погиб Спрейг, получив семь пулевых ранений. Гриффитсу выстрелили в спину, когда он полез по трапу за помощью. Один из морпехов — Джим Хит — был ранен пулей в лицо, а другой — Альберт Уэбб — убит наповал. В возникшей перестрелке погиб французский уорент-офицер механик Ив Даниэль, а экипаж был блокирован и лодка захвачена.
Сотрудничать с британскими властями команда «Сюркуфа» почти вся отказалась. Из полутора сотен членов экипажа лишь 2 офицера и 14 матросов дали согласие остаться на борту и воевать, а остальные отправились в лагеря для интернированных, предварительно успев уничтожить всю находящуюся на борту лодки документацию и вывести из строя часть оборудования. Командиром был назначен один из двух оставшихся офицеров — капитан 2 ранга Луи Блезон (Louis Blaison; 1906–1942). К лодке были прикомандированы британский офицер связи и два матроса, а сам «Сюркуф» получил новый экипаж, набранный из французских моряков, присоединившихся к движению де Голля «Свободная Франция». Значительная часть из них до этого служила только на гражданских судах, но даже и военные моряки впервые столкнулись с такой необычной и сложной в обращении конструкцией как «Сюркуф».
Недостаток выучки усугублялся и сложным моральным состоянием моряков. Перспектива того, что воевать придется, вполне возможно, против своих же соотечественников, неоднозначные действия британцев и постоянная вишистская пропаганда по радио, призывавшая французов возвращаться на родину и не позволять англичанам использовать себя в качестве пушечного мяса – все это не способствовало высокому боевому духу.
Британское адмиралтейство оказалось в сложном положении. С одной стороны, подводный крейсер обладал весомой боевой ценностью и, к тому же, благодаря довоенной пропаганде, ассоциировался у французов с мощью их страны, поэтому применять его стоило – это позволило бы наносить урон немцам и их союзникам, одновременно повышая моральное состояние бойцов «Свободной Франции». С другой стороны,конструктивные недостатки лодки, плохая подготовка ее нового экипажа и, главное, его ненадежность и неустойчивость приводили к тому, что выпускать «Сюркуф» в море многие члены Адмиралтейства считали не просто бесполезным, а потенциально опасным. В итоге с апреля 1941-го до января 1942-го лодку выводили на боевые задания всего дважды, оба раза без каких-либо успехов. Состояние экипажа было плачевным, матросы часто оказывались под арестом или были списаны на берег за неподобающее поведение и различные нарушения. Отношения между офицерами и нижними чинами были натянутыми и доходили до откровенной враждебности, многие члены команды открыто высказывали сомнение в полезности вооруженных сил «Свободной Франции» как таковых. Лодка была перебазирована в канадский порт Галифакс, в котором собрались еще несколько французских кораблей, и стала участвовать в эскортировании трансатлантических конвоев, а затем была отправлена на поиск плавучих баз немецких подводных лодок.
В августе 1941 года лодка прибыла в Портсмут и встала в ремонт. Ремонтные работы были крайне затруднены из-за нестандартной конструкции и оборудования уникальной лодки и продолжались до 11 ноября 1941 года. Все детали подлодки (даже болты и гайки) имели нестандартные для США и Британии метрические размеры, поэтому вместо снабжения с заводов каждую деталь приходилось изготавливать отдельно. В декабре «Сюркуф», вместе с тремя французскими корветами, принял участие в операции по освобождению архипелага Сен-Пьер и Микелон, который находился под властью правительства Виши. 25 декабря 1941 года на островах высадился десант «Свободной Франции», и после проведенного плебисцита колония перешла под контроль движения де Голля. По завершению операции лодка вернулась в Галифакс, а затем отбыла на Бермуды, невзирая на большое количество неисправностей на борту. Ибо в начале 1942 года «Сюркуф» было решено перебросить на Тихий океан для помощи американскому флоту, сильно пострадавшему после налета японцев на Перл-Харбор.
7 февраля лодка добралась до Бермуд. По дороге ее несколько раз трепало непогодой, из-за чего оказались повреждены рубка, орудийная башня и несколько торпедных аппаратов, вышел из строя двигатель, потеряли герметичность некоторые люки на палубе. Самолет пришлось оставить на берегу по причине неисправностей еще раньше. Моральное состояние экипажа так и не улучшилось, к тому же он был далеко неполным. По итогам перехода британским наблюдателем был сделан вывод о полной не боеспособности подводного крейсера и было предложено его списать. Адмиралтейство, однако, больше склонялось к мнению, что степень повреждений командиром лодки преувеличивается, и это просто саботаж, проистекающий из нежелания воевать. Командующий подводными силами Великобритании адмирал К. Хортон (Kennedy Horton, 1883−1951) послал свое донесение Адмиралтейству: «Командир „Сюркуфа“ – моряк, хорошо знающий корабль и свои обязанности. На состоянии экипажа отрицательно сказались долгое безделье и антианглийская пропаганда в Канаде. На Таити, при обороне своей земли, я думаю, «Сюркуф» может принести значительную пользу… К «Сюркуфу» особое отношение во французских военно-морских силах, и «Свободная Франция» будет категорически против его списания».
9 февраля «Сюркуф» получил приказ проследовать на остров Таити через Панамский канал. Маршрут был чрезвычайно опасным, так как следовать в подводном положении лодка не могла из-за повреждений, и потому легко могла стать добычей своих немецких коллег, которые в этом регионе буквально кишели. 12 февраля со 130 членами экипажа на борту (в том числе 4 военнослужащих Королевского флота) крейсер покинул Бермуды и отправился в путь в направление Панамского канала, но туда он так и не дошел. Что случилось?
Вот первая, официальная, версия. В ночь с 18 на 19 февраля американское судно «Томсон Лейкс (SS Thompson Lykes), направлялось из Панамского канала на Кубу. Экипаж судна опасался немецких подлодок, коих там действовало 3 штуки и шел с выключенными огнями. В 22:30 рулевой заметил огонек на уровне воды, капитан приказал дать право руля, но столкновение с неизвестным объектом всё же произошло. Этот объект прошел под килем сухогруза, команда слышала несколько взрывов, вспышки и крики о помощи на английском языке. Сухогруз по инерции прошел еще одну милю, развернулся и вернулся в место столкновения для поиска выживших и обломков. Было предположение, что столкновение произошло с немецкой субмариной.Однако 8 часов поисков, хотя к нему присоединились два американских эсминца, – ничего не дали. Не обломков, не тел, не выживших, только одно большое мазутное пятно на поверхности. Как потом выяснилось, мазут был с «Томсон Лейкс», он вытекал из носовой пробоины. 19 февраля в Лондонское адмиралтейство пришла телеграмма, в которой содержался следующий текст:
«Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22:30 18 февраля в 010 градусах 40 минутах северной широты, 079 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08:30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след – нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня».
Таким образом, в сообщении о пропаже лодки сразу же содержалась и версия ее гибели, ставшая затем официальной – в ночной темноте лодка, о местонахождении и курсе которой американцев не предупредили, столкнулась с транспортом «Томсон Лайкс» и затонула со всем экипажем. Официальная версия вполне правдоподобна и имеет право на жизнь, однако имеет ряд «мутных» мест, оставляющих возможность для сомнений. Например, никто из команды «Томсон Лайкс» не видел, с чем именно столкнулось их судно, а представителей «Свободной Франции» не пустили на заседания комиссии по расследованию столкновения и не дали ознакомиться с ее материалами.
Позже поступили сведения, что «Сюркуф» был потоплен у острова Сен-Пьер, была неподтвержденная информация, что экипаж «Сюркуфа» сочувствовал правительству Виши и тайно дозаправлял немецкие подлодки в Атлантике, и что пара американских подлодок «Макрель» и «Марлин» обнаружила его в проливе Лонг-Айленд перегружающим припасы и горючее на немецкую подлодку, в результате чего и «немец», и «француз» были потоплены. Вариации этой версии включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец. Потом долго ходили слухи, что подлодку в проливе нашел Жак-Ив Кусто.
Историк Джеймс Расбриджер (James Rusbridger»; 1928–1994) развил тему, выяснил и написал книгу, согласно которой «Сюркуф» якобы был потоплен утром 19 февраля двумя американским противолодочными самолетами A-17 и B-18. В то утро они сбросили на неизвестную подводную лодку 18 бомб, в результате чего она была уничтожена. В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была «обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров». Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был «Сюркуф». Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с «Томсон Лайкс», и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.
Как бы то ни было, на сегодняшний день исчезновение «Сюркуф» остается одной из тайн, которые море хранит в огромном количестве с начала времен, и узнать ее разгадку нам еще только предстоит. Свет на произошедшее определенно пролил бы сам «Сюркуф», но его обломки до сих пор не найдены. 23 сентября 1951 года в память о 130 погибших моряках был открыт монумент на набережной в Шербуре, порту приписки «Surcouf», а командиру подводного крейсера посвящена почтовая марка.
См. также:
Франция во Второй мировой войне. Малоизвестные факты
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020