Привет, друзья! Спасибо большое за ваши комментарии. Из них я понял, что часть авиаторов считает, что штурмана - это рудимент на теле авиации, а часть всё-таки в нас верят.
Начну с того, что я не говорю про гражданский флот. Там все давно понятно. Штурман еще остался в "Волга-Днепр" на 76-х и Русланах. Я даже видел в блоге у пилота из «Якутии» Ан-24 с гармином вместо штурмана. Меня это совсем не удивляет. Зачем платить какому-то дядьке с линейкой в руке, да еще и кормить его, если эту работу делает машина. А уж FMSки вообще убили штурманов, как класс в ГВФ. Но и тут наши умудрились пролезть. Ведь чувак, который вам печатает бортжурналы и центровочные графики, да подает Flight plan - никто иной, как штурман. Только называется модно - полетный диспетчер. Это как клининг менеджер - название красивое, а суть не меняется.
Теперь поговорим про военную авиацию. Сразу суть: штурман есть и он необходим. Теперь поговорим, почему. Во-первых, никаких полётных диспетчеров в армии нет и не будет. Заявки, бортжурналы, расчеты и загрузки - все это считал и считает штурман. И хрен пилоты это сделают лучше (при всем уважении).
Во-вторых, даже если на военном борту есть FMS и он сам летит, и сам умнее всего экипажа вместе взятого, есть маленькое Ой. Летишь ты в Ашулук или в Домну. Баааааац, а в базе нету схем. А в Ашулуке еще и склонение неправильно зашито в мозги. И машина вас поведет, как говорится, по чем помидоры. Тут могучий электронный лайнер тебе говорит: «Здравия желаю!». А там мизерок 100 на 1. Ну и скажите мне, что летчик не повернется к навигатору, и в СПУ не будет фразы: «слушаем штурмана».
В-третьих: во время ЛТУ, при полетах строями и всяких других военных БДСМ играх штурман выполняет огромную работу: все наземные расчеты, времена пролета контрольных точек, рубежи набора и снижения, встреча и роспуск - ну не до этих мелочей командирам перед полетами. Да, чуть не забыл! Не забываем, что на «внебазе» нет никаких технических групп. Поэтому штурман, как и второй пилот, вспоминают, что они “минус инженеры» и начинают крутить, нажимать и продувать. То есть выполнять предполётную подготовку лайнера. Я надеюсь, что представители боевой авиации мне помогут и напишут, кто и как считает НБП, углы относа и прочие прелести бомбометания!