Новые правила прохождения техосмотра были введены 1 марта 2021 года. Однако позже их прямое исполнение пришлось отложить. Срок действия диагностических карт, который заканчивается с 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года, был продлен на 6 месяцев, минимум до 1 октября. Одна из причин переноса реформы – неготовность инфраструктуры ТО. Если бы водители ринулись проходить техосмотр этим летом, в пунктах ТО произошел бы настоящий коллапс.
Напомним, что новые правила прохождения техосмотра автомобилей включают в себя обязательную фотофиксацию с передачей данных в ЕАИСТО, введение электронных диагностических карт и аннулирование незаконно полученных карт, отказ в ТО при несоответствии или отсутствии государственных номеров.
Один из весомых аргументов к прохождению ТО – необходимость диагностической карты для оформления ОСАГО. Однако в июне стало известно, что это правило скоро будет отменено. 15 июня депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении закон, исключающий необходимость предоставлять диагностическую карту при заключении договора ОСАГО. Закон вступает в силу с 22 августа 2021 года.
Почему отменили обязательность ТО для покупки ОСАГО?
Во-первых, ОСАГО – это страховой полис, обязательный для всех. И владелец автомобиля с истекшей диагностической картой, наряду с остальными, должен иметь право страховать свое транспортное средство на случай, если попадет в ДТП. ОСАГО позволяет покрыть ущерб, нанесенный не только машине владельца полиса, но и другим пострадавшим от ДТП. Отсутствие требования предъявить диагностическую карту позволяет упростить процедуру страхования и покрыть наибольшее число автомобилей.
Во-вторых, в Госдуме и ГИБДД согласны, что обязательное ТО при покупке ОСАГО является двигателем развития нелегального бизнеса. Ранее приобрести полис без диагностической карты можно было только незаконно, и недобросовестные компании не пренебрегали правом на этом заработать.
Может ли ТО стать добровольным?
В начале июля стало известно об инициативе МВД отменить обязательное прохождение ТО для физических лиц. Глава ГИБДД России Михаил Черников настаивает, что следить за состоянием своего авто – это задача владельцев, а ГАИ стоит сосредоточиться на проверке коммерческого транспорта, в том числе пассажирского. В связи с этим МВД подготовило поправки в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения», предложив сделать ТО обязательным только для такси, грузовиков и автобусов.
Черников считает, что автолюбители заинтересованы в исправности своего автомобиля. Таким образом, от обязательного ТО освободились бы более 46 миллионов владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных в РФ. Чтобы все же не развязывать руки водителям, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предложил усилить административную и уголовную ответственность для виновников ДТП, если происшествие произошло из-за технической неисправности. Однако зачастую на практике сложно установить связь ДТП с неисправностями транспортного средства.
Инициатива понравилась автовладельцам, однако эксперты принимают ее неохотно. Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов напоминает, что более 50% автомобилей в России старше 10 лет и скорее всего могут быть в не лучшем состоянии. Кроме того, в 2020 году ГИБДД отметила рост аварий из-за неисправности на 2,5%.
19 июля стало известно, что Совет Федерации выступил против инициативы МВД. Сенаторы предлагают не только оставить техосмотр, но и обязать водителей возить с собой диагностические карты. Штраф в 2000 рублей за зафиксированный камерой проезд автомобиля без диагностической карты предлагается ввести уже с 1 октября 2021 года. Ранее его планировалось ввести только с марта 2022. В Совете Федерации считают, что отмена ТО для получения ОСАГО лишает водителей стимула проверять состояние своего автомобиля, а, значит, нужно ввести дополнительный стимул ужесточением правил.
На сегодняшний день обстановка вокруг дальнейшего развития ситуации с ТО накалена. Одни говорят о том, что отмена техосмотра приведет к аварийности, другие же видят в его обязательности только вред. Правительство РФ рассматривает различные варианты реформы техосмотра, в том числе и его оптимизацию или отмену. Вице-премьер Марат Хуснуллин обещает, что о решении объявят в ближайшее время. Хуснуллин допускает отмену техосмотра из-за его высокой коррупционной составляющей. «Мы все понимаем: техосмотр покупают, реально на техосмотр не ездят, оформляют какие-то бумаги, тратят на это время. Поэтому, я посмотрел, первый вариант — рассмотреть оптимизацию и повышение качества этой работы, второй — вообще, может, его отменить», — отмечает вице-премьер.