В сегодняшней статье (которая, да простит меня терпеливый читатель, будет длинной и очень нудной) продолжу разбор протоколов допросов родных погибших дятловцев.
О протоколе допроса отца Рустема Слободина частично упоминала в статье «Пржевальский».
Сегодня затрону тему особенностей почерка. Надстрочные и подстрочные подчеркивания определенных букв в рукописном тексте дело обычное – для ясности письма. Когда это касается букв «т», «ш» или «п» (как в упомянутом в предыдущей статье протоколе допроса отца Кривонищенко). Но когда такое подчеркивание касается буквы «и», невольно навостришь уши. Буква ведь особенная.
Небольшая справка: фразеологизм «расставить точки над «i» означает «внести полную ясность, выяснить все умолчания, не оставить ничего недосказанным, довести до логического конца».
Данный фразеологизм в русском языке – калька с французского «mettre les points sur les i et les barres sur les t», дословный перевод которого звучит примерно следующим образом: «расставить точки над i, и перечеркнуть t». То есть, означает завершающую работу над текстом, то есть написание надстрочных знаков.
Пример подчеркивания буквы «и» из протокола допроса отца Рустема Слободина:
Что может означать такое подчеркивание? Самое простое объяснение. Отец Рустема Слободина доктор экономических наук. Скорей всего ему доводится отдавать рукописные тексты своих научных трудов для их набора на печатной машинке. Вполне логично – чтобы набирающему текст на печатной машинке лицу было легче разобрать рукописный текст, Владимир Михайлович Слободин привык подчеркивать букву «и», чтобы не было путаницы, например, с «ш», «л» и т. п.
Но в таком случае подчеркивание «и» было бы предсказуемым – такое подчеркивание было бы либо во всех словах, либо в определенной межбуквенной позиции или в соседстве с определенными буквами.
Что же имеем мы? А имеем следующие подчеркивания:
На странице под цифрой «2»:
«другими» – обе буквы «и»
«участниками» – только последняя буква «и»
«организуется»
«этими»
«организациями» – только последняя буква «и» и больше похоже на точку
«письмами»
«по физкультуре»
«погибших»
«товарищем»
«Дерягиным»
«по возвращении» – обе последних «и», подчеркивание больше похоже на точки
«розысками»
«гибели»
«утвержденными»
«Комитета» – интенсивность подчеркивания сильнее обычного
«Министров»
«инструкциями»
«организации» – подчеркнута только одна буква «и» внутри слова.
«организаторов»
«участников»
«туристских» – подчеркнута только первая «и»
«комиссий» – подчеркнута только первая «и»
«нами»
«из»
«никаких»
При этом большинство остальных букв «и» на этой странице оставлено не подчеркнутыми.
В 25 словах подчеркнуто 33 буквы «и».
Запомним для себя, что наиболее часто «и» подчеркивается в соседстве с буквой «м». Таких случаев на этой странице тринадцать.
Страница под цифрой «3» начинается со слов «мы не имели».
Как видим на увеличенном фрагменте протокола, в слове «имели» подчеркнута только последняя «и», а буква «и» в начале слова обведена дополнительно. То есть, несмотря на соседство с буквой «м», буква «и» не подчеркнута. И как в случае с протоколом допроса отца Кривонищенко (выделение слов путем их зачеркивания, взятия в скобки, слитного написания двух слов), выделение на видном месте в самом верху страницы буквы «и» вкупе с необычным выборочным подчеркиванием этой же буквы в остальном тексте наводит на мысль о неслучайности такого подчеркивания.
Если бы подчеркивания буквы «и» носили уточняющий характер, то такое подчеркивание обязательно присутствовало бы в слове «по истечении», однако, как видим на увеличенном фрагменте, подчеркиваний нет.
На странице под цифрой «3» наличествуют следующие подчеркивания буквы «и»:
«имели» только последняя буква;
«звонил»;
«сообщили»;
«принимаются»;
«причин»;
«розыски»;
«лишь»;
«никому»;
«ничего»;
«известно»
«местонахождении»;
«участники» только первая «и»;
«погибли»;
«исходного»
«гибели» только вторая «и»;
«причиной» только первая «и»;
«гибели» обе буквы «и» подчеркнуты;
«таких»
«проведения»
«оказание»
«помощи»
«спасение»
«либо»
«участников»
«участников»
«повышения»
«контролирующими»
«организациями»
«трудности»
«организации»
«вышестоящие»
«организации»
Чаще всего подчеркивание «и» присутствует в слове «организация» и производных от этого слова.
На обозначенной цифрой «3» странице удивляет и настораживает следующая фраза:
«Розыски группы начались через 18 дней после катастрофы, а найдено было место гибели группы только через 26 дней после несчастного случая, послужившего причиной этой гибели». А именно – «катастрофы», «несчастного случая», «гибели» (2 раза). Если абстрагироваться от известной нам информации и воспринять написанное чисто схематически, получается следующее:
через 18 дней после катастрофы
через 26 дней после несчастного случая
Да, разумеется, скептик скажет, что доктор экономических наук машинально использует синонимы, чтобы не повторять одно и то же слово.
Да, отвечу я. Но как же быть со словом «гибели»? Которое повторяется здесь дважды? Так что дело не в синонимах. Дело в том, что имели место и катастрофа, и несчастный случай.
Слово «катастрофа» в большей степени ассоциируется с авариями глобального или техногенного характера. Для природных явлений больше подходит «стихийное бедствие».
«Несчастный случай» же – это непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлекшее телесное повреждение или смерть.
Смерть (гибель, кончина) – прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.
Значение слова «гибель» возьмём из словаря, которым теоретически мог воспользоваться отец Слободина, – «Словарь русского языка С. И. Ожегова» (1952 г.):
«Гибель, -и, ж. Уничтожение, разрушение, смерть (от катастрофы, стихийного бедствия, насилия)»
А теперь осмотрим приведенный фрагмент протокола на предмет сравнения подчеркиваний буквы «и» в первом и втором слове «гибели». В словосочетании «место гибели» подчеркнута только одна последняя буква «и». В словосочетании «этой гибели» подчеркнуты две буквы «и». Гибель раз, гибель два-с.
А теперь еще раз пристально взглянем на приведенный фрагмент. Как видим, перед словом «несчастного» есть какой-то зачеркнутый знак. То есть, первоначально отец Слободина намеревался написать другое слово. Зачеркнутая буква похожа на «С». Под буквой «н» в слове «несчастного» видим наличие другой буквы. Логически можно предположить, что начал писать слово «случая», пропустив прилагательное «несчастного». Но нельзя упускать из виду то обстоятельство, что соединения между первой зачеркнутой и второй исправленной буквами нет. Хотя везде отец Слободина буквы между собой соединяет. Следовательно, здесь имеет место одиночно расположенный знак. Путем подбора всех возможных знаков и сравнения с имеющимися примерами написания отцом Слободина разных букв, пришла к выводу, что хвостик внизу справа – это не «ц» (доктор экономических наук Слободин хвостик буквы «ц» загибает влево), а латинская «Q». Как мы знаем, в экономике Q обычно обозначает количество. То есть, знак количества перед словосочетанием «несчастного случая».
Впрочем, взгляните на этот зачеркнутый знак в увеличенном виде:
Больше ничего не напоминает? Лично мне это напоминает «свеклу» с татуировки на теле одного из погибших, «Гены». Но это только моё личное субъективное мнение. Но как тут не увидеть скрытый знак? Летчик Геннадий Кочетов и Курочкин В. Ф. (председатель горкома по физкультуре и спорту), документ за подписью которого отец Слободина приобщает к протоколу допроса. Кстати, подпись-то очень любопытная, исключительно латиницей.
И в заключение: «о гибели всего состава туристской группы никто не знал в течение 26 дней». «Всего состава»! Протокол допроса датирован 14 апреля. На этот день «четверка у ручья» еще не найдена.
Если пристально всмотреться в «26 дней», то видим, что «6» выглядит чужеродно. Словно сначала написали «2 дней», оставив после двойки пустое место, а «6» была дописана потом, под другим наклоном и с другим нажимом. И как тут не вспомнить расхождение в датах открытия дела 6 февраля и 26 февраля. Два совпавшие в пространственно-временном континууме события. Катастрофа и несчастный случай.