Найти тему
Время Романовых

Жозефина Полонская. Первая женщина-скульптор в Российской империи.

Я очень люблю писать пусть краткие, но биографии женщин, внёсших вклад в российскую историю. Это не даёт забыть имена великих женщин тем, кто знал про них, и помогает расширить сферу знаний для тех, кто знакомится с ними впервые. Мужские фамилии встречаются гораздо чаще в списках известных ученых, писателей, художников, музыкантов, политиков и т.д. От этого создаётся ощущение, что женщины никаким творчеством никогда не занимались. Но ведь это совсем не так. Сегодня речь пойдет о самой первой женщине-скульпторе в России, Жозефине Полонской.

Родилась она в 1843 году в Петербурге, в девичестве носила фамилию Рюльманн.

Судьба ее не совсем обычна (разве могло быть по-другому?). Жозефина Гертруда и ее брат Антон Рюльманны, были незаконнорожденными детьми и из-за этого носили фамилию матери. У них была еще сестра Каролина Элеонора (при переходе в православие стала Лидией Антоновной). Зарабатывали на жизнь они сами с юных лет, служа в доме одного из идеологов народничества Петра Лаврова. Антон, студент петербургской медико-хирургической Академии, был домашним учителем сына Лаврова, Жозефина – компаньонкой его жены Антонины Христиановны. Родным языком обеих был немецкий, что упрощало их общение.

В 1866 году в доме врача Конради Жозефина знакомится с 47-летним поэтом Яковом Полонским, с которым у неё завязываются отношения. Меньше чем через месяц он делает ей предложение. В 1868 году в семье Полонских родился сын Александр, через 2 года – дочь Наташа, еще через 5 лет – сын Борис.

С лета 1878 года получили широкую известность «пятницы» в доме Полонских. Там собирались деятели искусства и науки и открыто обсуждали свои взгляды. Атмосфера физического присутствия искусства, которая царила в этом доме, вероятно, вдохновила и саму Жозефину. В годы замужества она открыла в себе дарование скульптора, начала учиться ваянию и достигла в этом больших успехов. Муж всячески помогал в развитии таланта жены, поддерживали и друзья.

Летом 1881 года семья Полонских гостила в имении Ивана Тургенева. Незадолго до отъезда из Спасского Жозефина начала лепить скульптурное изображение писателя из найденных кусков воска. Работа ему понравилась, и он взял слово с Полонской, что она будет продолжать свои занятия. В августе 1883 года писатель скончался. В память о нем Полонская продолжала упорно работать над бюстом. Комиссия сочла работу «художницы-самоучки» удачной. Бюст отлили из бронзы, и в августе 1885 года на Волковском кладбище в Петербурге состоялось освящение первого памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу. А у Жозефины начался новый этап в жизни.

-2

Она продолжила активно заниматься и решила получить профессиональное образование. В 1886 году Полонская окончила Центральное училище технического рисования барона Штиглица, в котором училась у академика скульптуры Чижова. За год до выпуска она принимала участие в выставке Академии художеств наравне с именитыми мастерами.

Жозефина Полонская за годы своей карьеры выполнила скульптурные портреты Вольтера, Якова Полонского, Софьи Ковалевской, Афанасия Фета, Ивана Тургенева и Александра Пушкина для памятника в Одессе.

На последнем стоит остановиться подробнее. Список памятников Пушкину, конечно, весьма внушителен, но ничего похожего на тот, что стоит на одесском Приморском бульваре, не найти нигде. Даже инициаторы его установки получали разрешение не на памятник, а на «фонтан с бюстом Пушкина».

-3

Скончалась Жозефина Полонская 6 января 1920 года в Петербурге. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

По завещанию, подготовленному ею в 1919 году, вместе с архивом Якова Полонского в Пушкинский дом были переданы ее скульптурные работы, переписка и документы.