Найти тему

Рыцарский крест для карателя из Брянских лесов

Оглавление

Как создаются исторические мифы? Как правило, это происходит, когда в мифах заинтересованы сильные мире сего. Так произошло и с историей Второй мировой войны.

О "чистом вермахте"

Сразу после завершения войны все ее участники принялись активно изучать ее историю. Как ни странно, дальше всех продвинулись американцы с помощью немцев. По понятным причинам немецкие генералы после 1945 года оказались немного не у дел. Устроиться работать по специальности (военными или палачами) они не могли, а кушать хотелось. Опять же не стоит забывать, что вчерашним убежденным нацистам до зуда в пятках хотелось отмыться от своего кровавого прошлого.

Американцы, завладевшие немецкими архивами, развернули широкую работу по обобщению опыта войны. Тут любителям кока-колы крупно повезло. За дело взялся не кто-нибудь, а бывший начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер. На фоне всех этих американских полковников и майоров, ковырявшихся в бумажках вермахта, он выглядел как Исаак Ньютон рядом с первоклашками.

Как он умудрился запудрить мозги своим кураторам, я даже представить не могу. Так или иначе, в 1949 году он опубликовал книгу "Гитлер как командующий". В ней была сформулирована концепция "Чистого вермахта". Идея простая как мычание: немецкая армия храбро воевала, а все геноциды и прочие бяки делались Гитлером и его страшными СС.

Автора столь эпических изысканий приглашали в качестве консультанта, затем в качестве лектора для выступлений перед военными и студентами. Авторитет и влияние Гальдера росли с каждым днем. Короче, под этого неутомимого дядю создали целое управление в структуре уже американских вооруженных сил. Его контора выпустила более 2500 работ по истории Второй мировой войны. Основными авторами стали бывшие военнослужащие немецкой армии.

Бредни престарелого генерал-полковника были подхвачены на Западе. Все и всегда любят простые ответы на сложные вопросы. А тут еще Холодная война подоспела. Немецкие генералы и офицеры опять понадобились.

Разбираться с этими завиральными идеями американским историкам пришлось до конца XX века. Сейчас на Западе рассказы о "чистом вермахте" вызывают скорее сарказм, чем сочувствие.

Зато в России сегодня эти идеи обрели вторую Родину. Если историки первого ряда решительно отрицают непричастность вермахта к преступлениям нацистов, то вот авторы калибром помельче проталкивают эти идеи с завидным упорством.

Мы же попробуем бросить взгляд "снизу" и на конкретном примере разобраться с причастностью офицеров вермахта к военным преступлениям.

Образцовый офицер

Эрвин Йоллассе (Erwin Jollasse) появился на свет в 1892 году в Гамбурге. Обычная лютеранская семья, обычная школа, необычны способности к английскому и французскому языкам.

В общем, жизнь его была на первых порах малопримечательной. В качестве первого самостоятельного шага в жизни Йоллассе вступил в ряды кайзеровской армии. На дворе стоял 1911 год. У фанен-юнкера 6 Рейнского пехотного полка вся жизнь была впереди.

Однако на фронт он попал уже в 1914 году.

Командир взвода и роты. Бросок на Париж. Марна. Железный крест. Позиционный тупик. 1915 год - должность офицера-химика в 15-й дивизии. 1916 год - звание обер-лейтенанта. 1917 год - доброволец в авиашколе. Летный наблюдатель. Дважды сбит. Ранен. Железный крест 1 класса.

Из окопов мировой мясорубки он вывалился только в 1918. А еще через год Йоллассе был уволен из армии. Тогда вооруженные силы Германии сокращались по условиям Версальско-Вашингтонских соглашений.

Лётчик

Германия после Первой мировой войны производила тяжкое впечатление. Кризис военного времени перерос в революцию. А дальше контрибуции и репарации, а также неравноправные договоры стали выжимать немецкий народ досуха. Тут уж было не до армии.

Эрвин становится пилотом в коммерческой авиакомпании и занимается семейными делами. Никаких сведений о его политических предпочтениях в тот период не сохранилось.

А в 1927 году его вернули на службу. Но сделали это довольно забавным способом. Раздувать численность армии немцы не могли. Так что Йоллассе был... нанят как гражданский лётчик в 6-й военный округ. И потянулись обычные будни обычного непримечательного недоофицера. Карьерные взлёты явно обходили ганзейца стороной.

После победы нацистов

Капитаном он стал только в 1934 году. "Головокружительная карьера". Дяде было уже за сорок и он мог претендовать на командование целой ротой. Однако в Германии уже шли серьезные перемены. Нацисты толкали народ, экономику и армию к войне.

Гитлер у руля. Люди на стадионах поют "Дойчланд убер алэс". Вооруженные силы Германии растут как на дрожжах. Пошла вверх и карьера кадровых военных.

Уже в 1935 году наш герой становится майором. Через год он получает под свое командование пехотный батальон. К началу французской кампании он уже командовал полком и носил погоны подполковника.

Проявить себя в скоротечной войне с французами сорокавосьмилетний командир полка толком не смог. Большую часть времени Йоллассе провел перед укреплениями на линии Мажино. Однако за пару лет войны успел заработать Железные кресты I и II класса.

Впереди был поход в СССР. В итоге нескольких преобразований его 52-й полк был подчинен 18-й танковой дивизии и стал готовиться к вторжению в Россию.

Закрыватель "котлов"

18-я тд не была в числе лучших дивизий панцерваффе. Формировали её относительно поздно, технику и личный состав она получала тоже в не в первоочередном порядке. Эдакий "середнячок". И тем не менее она попала в танковую группу Гудериана и оказалась с первых дней войны в самой гуще событий.

Эрвин Йоллассе стал активным участником броска через Барановичи - мимо Минска - на Борисов. Продвижение немцев было стремительным и, относительно, незаметным для советского командования. Это дало возможность захватить переправы через Березину. Здесь с 52-го полка в первый раз серьезно "сняли стружку". Советские танкисты и пехотинцы пытались "сбросить" немцев в реку. Успех гитлеровцев в этих боях способствовал захлопыванию гигантского "котла" в Белоруссии.

Дальше был "котёл" под Могилёвом, когда 18-я тд обходила город с севера. Строго говоря, танкисты рвались к Орше.

Таким образом, бои под Минском плавно сменились еще более масштабным Смоленским сражением. И здесь 18-я тд не затерялась. Её боевая группа, сердцем которой был полк Йоллассе, уверенно двигалась вперед. Это продвижение создавало постоянную угрозу окружения для 13-й и 20-й советских армий.