Когда Достоевский писал свои произведения, старый уклад сохранял еще силу. В воздухе витали лишь идеи, мечты о переустройстве мира.
Достоевский разоблачает опасность социальной мечтательности.
Как сказал П. Верховенский в романе «Бесы»: «Социализм у нас распространяется преимущественно из сентиментальности».
Вроде бы что плохого в сострадании человеку и желании сделать мир лучше? Хорошие такие мечты. Но при отрицании Бога они открывают дверь для переустройства мира по представлениям человека. Нет Бога, все дозволено, можно устроить рай на земле. Сделать всех равными и счастливыми. Но как всех сделать равными? «Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности» - Говорит П.Верховенский. Есть единственное решение:
«Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, доносы; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… Необходимо лишь необходимое - вот девиз земного шара отселе.»
И вторит ему Великий Инквизитор из «Братьев Карамазовых»: «Мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь, как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками.»
Отрицание прошлого, немедленное переустройство мира по собственным лекалам, нигилистическая закваска лежит в основе русского социализма. А отсюда провозглашение полной свободы от прежних пережитков заканчивается порабощением человека.
«Выходя из безграничной свободы, - говорит Шигалев, - я заканчиваю бесконечным деспотизмом. Прибавляю, однако же, что кроме моего разрешения общественной формулы, не может быть никакого».
Ещё хочу поделиться параллелью, проведённой Н.Бердяевым при анализе «Братьев Карамазовых». Убийство Фёдора Карамазова - это символ будущей революции. Революция совершает отцеубийство, поскольку отрицает отечество. При этом оправдывается преступление тем, что отец был грешный и дурной человек.
Иван Карамазов приходит к атеистическим и нигилистическим идеям, выводит формулу о том, что все дозволено, которую подхватывает Смердяков. Но от рассуждений Смердяков сразу переходит к действиям и на практике убивает своего отца (Фёдора Карамазова) из математических соображений выгоды.
И тут можно вспомнить слова П. Верховенского из «Бесов»: «В сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собою увлечь можно».
Но Смердяков злится на Ивана за то, что он его научил нигилистическим идеям. Во взаимоотношениях этих героев символизируется отношение между «народом» и «интеллигенцией» в революции.
Н. Бердяев в «Миросозерцании Достоевского» напишет о Достоевском
«Он - пророк русской революции в самом бесспорном смысле этого слова. Революция свершилась по Достоевскому».
Согласны с такой оценкой?
См. ещё #мякиш_достоевский #мякиш_обсуждалки #мякиш_русская классика #мякиш_отечественная литература
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал.❤️