Найти в Дзене
Путь к Мечте 💰

Помощь детей по дому: беречь или приучать?

В былые времена и вопроса так не ставили. Дети с самых мелких лет были «вовлечены» и «охвачены». 

Нас тоже приучали и родители и школа. Мусорное ведро, по моему, как-то принципиально только дети выносили. По крайней мере у всех моих знакомых-ровесников такая обязанность была. Кто-то пол подметал, кто-то посуду мыл. И в школе к «общественно-полезному» труду нас приучали: стульчики на парты поднять после уроков, бумажки в классе собрать, с доски стереть. Каждую четверть «генеральная» уборка случалась. То «чёрные полосы» в коридорах отмывали, то пришкольную территорию от мусора освобождали. Помните?

А сейчас такого нет. Не принято стало. Берегут деток. Что дома берегут - не всем веник-то доверяют. Что в школе берегут - согласие родителей на привлечение к дежурству спрашивают. И не все родители это своё согласие дают. 

И вот тут у меня возникает целых два вопроса. Глобальных таких. Общих.

1. Если ребёнок ни разу в жизни не покупал в магазине хлеб или другие продукты, не доносил из магазина сумку, не подметал пол, не мыл посуду, не выносил мусорное ведро, не стирал бельё и т.д., то как он жить должен? Ну вот потом, когда станет взрослым, образованным и успешным. Когда его родители, дедушки и бабушки, тётушки и дядюшки состарятся до полнейшей немощи, когда не смогут своему ребятёнку «нос вытирать» на каждый «чих». Вот как ему тогда быть? Где брать еду? Куда девать отходы? На чём спать? Во что одеваться?

2. Чем «раннее развитие» лучше «помощи по дому»? При «традиционной» скорости развития, ребёнок всё время, постоянно чем-то занят. Как и взрослый, а не пару часов «на занятиях». Он вовлечён в процесс жизни. И развитие, например, мелкой моторики, одновременно формирует социальные навыки. Кнопочек у нас: домофон на подъезде, лифт, дверной звонок, пылесос, стиральная машинка, микроволновка - много. И учится их малыш нажимать не хаотично, а вполне осознанно, тогда когда это требуется «по контексту»: чтобы зайти в подъезд, погреть еду, постирать вещи. И всё это ребёнку проговаривается, объясняется, словарный запас пополняет. При чём удобнее всего это подавать именно в виде «помощи по дому». Всё равно «под ногами» крутится, да картошку разбрасывает по кухне, так пусть «помогает»: в раковину её по одной забрасывает. Постарше станет, привыкнет что это его «обязанность»: картошку в раковину насыпать. А пока можно большую от маленькой отличать учиться, круглую от овальной. Изучать основы геометрии безо всяких карточек и прочих пособий. Или взрослым просто трудно целыми днями развивать, обучать, социализировать своего, зачастую одного-единственного ребёнка? Поэтому они на кружок «раннего развития» сводили, «галочку» поставили, «социальное одобрение» получили, потом «воткнули» дитё в планшет и отдыхают? 

***

Я вот сейчас вспоминаю как меня дочери с этой стиральной машинкой доставали, сколько вещей перепортили, стирая не на той температуре, линючее и белым и т.д., а потом вспоминаю когда же я в последний раз эту самую стирку запускала. И не помню, блин! Они как привыкли с детства «играть в стиралку», так до сих пор это своей обязанностью и считают. И так со многими другими бытовыми моментами. То что в возрасте «раннего развития» было игрой, зачастую для мамы утомительной, со временем стало «не моей заботой». Ту же посуду мыть с трёхлеткой - ужас: замучаешься потом всю кухню вытирать. А в подростковом возрасте уже свой «график» у них и «мама не помогай, а то не честно». 

Сын набедокурит что-нибудь, разольёт на кухне. Я вытираю лужу - орёт, тоже себе тряпку требует. Мне-то вторую тряпку ему не жалко дать, всё проще чем искать кто с ним посидит, пока я лужу вытру. А он приучается к порядку: разлил - надо за собой убрать. И вообще порядок любит: шкафы вечно закрывает ходит, мимо открытой двери туалета не может спокойно пройти - обязательно захлопнет. И ведь не в тягость ему, не в напряг, без насилия. Для него это просто игра, которая с годами превращается в привычку. Хорошую, полезную, удобную окружающим. С кем бы ему не пришлось потом жить, когда вырастет, на какой бы «раннеразвитой» он не женился...