Доставленный в СССР по программе ленд-лиза американский ПП не прижился на фронте, зато его активно использовали полицейские службы США
Существует легенда о том, что до войны советские военные специалисты считали пистолеты-пулеметы полицейским оружием, пригодным для американских гангстеров при ограблении банков. Как обычно бывает в таких случаях, в реальности все было заметно сложнее. Свой пистолет-пулемет в СССР создавали еще с начала 20-х гг. Но вот образец, имеющий не только высокие ТТХ, но и уровень технологичности, пригодный для массового производства — знаменитый пистолет-пулемет Шпагина — удалось создать лишь перед войной.
В чем-то схожая картина наблюдалась и в других странах. Многие ранние пистолеты-пулеметы — американский томпсон, финский «Суоми» — требовали высокого качества изготовления, и как следствие, больно били не только по врагу, но и по карману пользователя. Неудивительно, что на слуху по большей части были как раз гангстеры и противостоящие им силы правопорядка. Впрочем, и среди бандитов «Чикагскую пишмашинку» по цене равной трети от стоимости автомобиля мог себе позволить далеко не каждый.
Над решением этой проблемы работали конструкторы многих стран. Одним из них был Юджин Рейзинг – конструктор с достаточно причудливой биографией. Не доучившись в университете, к середине 30-х он успел побыть ковбоем в Техасе, поработать помощником Браунинга во время создания М1911, выпустить свой собственный малокалиберный пистолет и отсидеть 15 месяцев за нарушение «закона Салливана» (закон, согласно которому выдачей лицензий на приобретение оружия стала заниматься полиция). В 1938 году, когда из Европы ощутимо запахло войной, Юджин решил, что перспективным направлением вполне могут стать пистолеты-пулеметы – спрос на них явно будет превышать возможности производства сложных и дорогих томпсонов.
Итогом его работ стал пистолет-пулемет, получивший имя своего изобретателя. По соглашению, которое конструктор заключил с фирмой Harrington & Richardson Arms Inc. в 1939 году, ему причиталось по 2 доллара с каждого проданного пистолета-пулемета.
Надо сказать, что в отношении повышенного спроса ожидания Юджина оправдались целиком и полностью. Auto Ordnance и другие производители «Томми-ганов» оказались загружены заказами от армии. Для полиции и других служб правопорядка рейзинг оказался единственным доступным ПП на рынке, что предопределило высокий спрос. К тому же новый пистолет-пулемёт был дешевле, легче, а благодаря замедлителю затвора сохранял достаточно высокую кучность стрельбы. Для полицейских нужд рейзинг оказался очень удачным образцом, и в 1950 году фирма даже возобновила его производство, выполняя заказы полиции до 1957 года.
Совсем иначе получилось с военной карьерой. Рейзинг дважды провалил армейские испытания. Однако у США, кроме армии, имелся еще и Корпус морской пехоты. Обнаружив, что в списке получателей дефицитных томпсонов они крайне далеки от первых строк, руководство КМП начало искать хоть какие-то доступные варианты – и одним из них стал рейзинг. Увы, боевой дебют новых пистолетов-пулеметов на Гуадалканале был весьма далек от успеха. В условиях тропического острова рейзинг проявил себя не лучшим образом и по надежности, и по удобству эксплуатации. Известна история, как подполковник Энсон приказал своим подчиненным рейнджерам бросить рейзинги в реку. Фраза «пока рейзинги содержались в чистоте, они работали, но содержать их в чистоте было невозможно» фактически являлась приговором для использования оружия на фронте. Кроме проблем с самим пистолетом-пулеметом, отмечались также проблемы с магазином – спешно разработанный вариант с однорядным расположением уменьшил и без того невысокую емкость с 20 до 12 патронов, что для пистолета-пулемета выглядело скорее издевательством. Кроме того, некоторые детали подгонялись по месту вручную, что фактически делало невозможным ремонт в полевых условиях с использованием запчастей от другого пистолета-пулемета.
Всего с 1941 по 1945 гг. было выпущено 114 216 рейзингов. Из них КМП до момента получения отзывов с фронта успел закупить 66 500, большая часть остального разошлась по полиции и прочим тыловым охранникам в США. Впрочем, в ленд-лизе рейзинги также успели отметиться, согласно имеющимся данным, 2000 попало в Англию, а 6000 - в СССР.
Судя по всему, поставка партии рейзингов в СССР в 1942 году произошла по принципу «берем что дают» и к тому моменту, когда один из пистолетов-пулеметов попал на стрелковый полигон, уже было ясно, что новых поставок не будет. В отличие от многих других образцов, рейзинг не стали подвергать полному циклу испытаний – стрельбе в затрудненных условиях, настрелу на живучесть и так далее – зато весьма внимательно ознакомились с его конструктивными особенностями.
Особое внимание вызвала система замедления полусвободного затвора.
«Полусвободное запирание ПП "Рейзинг" значительно усложнило конструкцию всей системы, но позволило уменьшить вес подвижных частей (на 0,2-0,3 кг) и всего оружия в целом. Уменьшение веса подвижных частей должно способствовать уменьшению вибраций пистолета-пулемета при автоматической стрельбе».
Но.. далее следовал и вывод.
«…"Рейзинг" в значительной мере усложнился в разборке, и особенно в производстве, так как требует точного изготовления деталей и не допускает применения штамповки в изготовлении отдельных деталей. С этой точки зрения ПП "Рейзинг" интереса не представляет».
Что касается магазина, то здесь советские испытатели, даже не зная о проблемах американцев, отметили, что «такая конструкция магазина в значительной мере затрудняет набивку его патронами и, кроме того, при загрязнении или запылении магазина в горловине образуются значительные трения, вследствие чего возможно заедание подавателя и неподача патрона».
Интересно, что несмотря на замедление затвора, темп стрельбы у рейзинга в СССР получили равным 775 выстрелам в минуту. В американских источниках обычно приводятся данные фирмы – 500-550 в/м, но с осторожной оговоркой: "but it was reported that the true full-auto rate was closer to 750–850 rounds per minute" (но по сообщениям, настоящий темп стрельбы в автоматическом режиме был ближе к 750-780 в/м). Вряд ли имеются в виду сообщения из СССР – скорее всего, такие измерения провели также и в США, получив аналогичный результат.
В целом, выводы советских испытателей были вполне закономерны. Хотя рейзинг и создавался как более простая и дешевая альтернатива томпсону, все же во многом это был пистолет-пулемет мирного времени, когда конструкторы еще пытались угнаться за формальными боевыми характеристиками в полицейских условиях. Для фронта же требовалось простое и надежное оружие – и тут американским инженерам тоже было чем похвастать.
Понравилась статья? Подписывайтесь и ставьте лайк!