Гитарист Queen и Командор Ордена Британской империи. Ученый-астроном и борец за права животных. Брайан Мэй признается, что делает только то, что ему действительно нравится и никогда не думает о каких-либо наградах и почестях. Сегодня, в день его рождения, мы предлагаем вам познакомиться с интервью, которое музыкант дал в 2017 году британскому журналу «Q».
Какие известные артисты вдохновляли вас в детстве?
Ох, их было много, очень много. Я помню, с каким восхищением слушал Бадди Холли и Элвиса, выступления которых казались мне такими необыкновенными. В детстве родители зорко следили за моим режимом дня, поэтому ночью слушать радио не разрешалось. Когда они входили в мою комнату, я старательно делал вид, что сплю, чтобы потом включить под одеялом песни Литла Ричарда. Это было очень светлое время.
В начале 60-х вы вместе со своим отцом построили знаменитую гитару Red Special…
Это стало большой удачей. Мы использовали старые материалы, которые каким-то чудесным образом сложились в единую конструкцию. Конечно, у нас были великие сомнения: заиграет ли эта самодельная гитара? Однако со временем я понял, что гитара оживает только в руках гитариста. Я знаю многих настоящих виртуозов, моих давних героев, которые способны превратить даже старую гитару в целую симфонию звуков.
В одном из интервью вы рассказали, что в те годы ваша семья жила довольно скромно.
Времена были тяжелые. Тем не менее мой отец заботился о нас, прилагал все усилия, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Он был убежден, что успех человека связан с качественным образованием, поэтому он наставлял меня хорошо учиться.
Вы были послушным ребенком?
Я был очень неуверенным и эмоциональным, переживал все внутри себя. Мне очень нравилось учиться, самому открывать новые знания. В моей школе такая настроенность не была популярной, поэтому в первое время я чувствовал некоторое недоверие одноклассников. Постепенно я научился справляться с этим, стал более открытым миру. Эти дипломатические навыки очень помогли мне в жизни.
Но после блистательной учебы в Имперском колледже вы решаете оставить науку ради музыки. Как к этому отнеслись ваши родители?
Мой дорогой папа был выведен из равновесия. Он считал, что я совершил два недостойных поступка. Во-первых, я отказался от учебы, забыв все советы, которые родители дали мне в детстве. Во-вторых, я начал жить с женщиной еще до брака с ней, что противоречило моральному кодексу моего отца. Он не мог одобрить мое поведение, и это был очень сложный период для нас обоих.
В 1968 году вы вместе с Роджером Тейлором составили костяк Smile. Тем не менее этот период не принес вам успеха.
Мы чувствовали себя беспомощными. Но мы продолжали верить в музыку, хотя очень многое оставалось неясным.
Фредди Меркьюри был большим поклонником Smile, а потом и сам присоединился к вам. Когда вы осознали, что хотите изменить мир?
Думаю, как раз в это время (смеется). Мы поняли, что способны сделать некоторые вещи лучше, чем кто-либо другой. Мы были очень самоуверенны, но внутри, конечно, чувствовали, что все будет не так оптимистично.
Каковы были ваши первые впечатления о Фредди?
Фредди был очень уверен в себе. Даже в те времена он был убежден, что он рок-звезда. Для него не существовало слова «потом», он уже был рок-звездой. Подобная настроенность проявлялась в его одежде, поведении, способах общения с аудиторией. Поэтому многие и правда думали, что он таков на самом деле. Однако под этим прочным внешним слоем скрывался совершенно другой Фредди – тихий и скромный юноша. Я и сам был таким. Впереди нас ждал длинный путь борьбы со своей неуверенностью.
Помните момент, когда он впервые рассказал вам о «Bohemian Rhapsody»?
Тогда он уже написал большую её часть. Обычно он делал заметки в блокноте своего отца, и так было и на этот раз.
Вы сразу поняли, что песня – будущий шедевр Фредди?
На самом деле, нет. Тогда у нас уже были такие песни, как «My Fairy King» и «The March of the Black Queen», которые также были невероятно сложными. Мы знали, что это большая песня Фредди, но никогда не говорили о её будущем значении. Мы не спрашивали у него, какие мысли он вложил в песню, но я рад, что он так никому и не раскрыл истинный смысл текста. У каждого из нас есть свои идеи, но все это остается на уровне предположения.
Другие принимали участие в создании песни?
Конечно, это была песня Фредди, но все мы внесли свою лепту в процесс записи. Например, основную идею моего гитарного риффа придумал сам Фредди. Он сыграл её на пианино: его пальцы стучали, как изящные молоточки, и двигались невероятно быстро.
То есть не только вам нравились тяжелые гитарные риффы?
По большей части именно мне. Но и остальные, случалось так, предлагали «утяжелить» некоторые песни.
Вас можно назвать конфликтным человеком?
Иногда я люблю поспорить. В некоторых моментах я могу быть достаточно жестким. Еще я очень упрямый.
Вы помирились с отцом в 1978 году, после концерта Queen в «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке? (В других интервью можно встретить упоминание, что это произошло после концерта в Гайд-парке. Возможно, примирение произошло не сразу. – Прим. пер.)
Да, тогда мы остановились в отеле «Plaza». Я с гордостью признался родителям: «Мы стали богаты!», но только после шоу отец сказал мне: «Хорошо, теперь я все понял». Когда-то он сам увлекался музыкой, великолепно исполняя довольно сложные партии на фортепиано. Он был вынужден оставить это занятие, чтобы прокормить свою семью. Он также сказал мне: «Ты делаешь то, чем я сам некогда хотел заниматься. Возможно, поэтому мне так трудно принять это». Это был большой прорыв в наших отношениях. Бессмысленно отрицать, что мы, дети, всегда стремимся получить одобрение у своих родителей.
Стадион «Уэмбли», 13 июля 1985 года. Тогда вы сыграли лучше, чем кто-либо другой на многочасовом концерте «Live Aid».
Мы просто руководствовались правилом Боба Гелдофа. «Это музыкальный автомат, поэтому будет лучше, если вы просто сыграете свои хиты», - советовал он нам. Так мы и сделали. Мы лишь поработали над длительностью песен, чтобы они уместились в отведенное время.
Что вы чувствовали на сцене?
Волнение и страх. Мы понимали, что это не совсем обычный рок-концерт, ради которого собрались такие потрясающие артисты. Между тем билеты были распроданы еще до того, как объявили о нашем участии. Мы знали, что будем выступать перед «чужой» аудиторией, поэтому, когда мы поднялись на сцену, сразу же ощутили огромный выброс адреналина.
Какова заслуга Фредди?
В тот вечер он был на высоте. К тому моменту Фредди великолепно овладел искусством развлекать публику. Было удивительно наблюдать, как все эти зрители подхватывают его движения во время исполнения «Radio Ga Ga». То же самое произошло и в момент «We Will Rock You», а потом они начали петь «We Are the Champions».
В 1986 году вы отыграли знаменитый тур «Magic». К сожалению, это турне стало последним для группы с Фредди Меркьюри. Как вы справились с потерей Фредди?
Это сложно описать словами. Эмоции – такая вещь, которая едва поддается объяснению. На какое-то время мы просто сбежали. Мы думали: «Это большая часть нашей жизни, но теперь начинается другая». Мы планировали сосредоточиться на сольной карьере. Я отыграл два длинных турне по всему миру, но тогда я не хотел говорить о Queen и Фредди. Я старательно делал вид, что все хорошо.
Тем не менее в 1995 году вы издали удивительный альбом «Made in Heaven», куда включили оставшиеся записи Фредди.
Было приятно осознавать, что у нас осталось столько материала с голосом Фредди. Большую часть времени нам казалось, что он был с нами в студии. Это не было тревогой – мы были счастливы от этого необычного ощущения. Иногда нам хотелось спросить: «Что ты думаешь об этом, Фред? Ох, ладно». Нам казалось, что он рядом с нами. Думаю, это лучший альбом, который мы когда-либо сделали с Queen.
В альбом вошла песня «A Winter's Tale», последняя написанная вещь Фредди.
Фредди написал её в Монтре, в маленьком доме на берегу озера. В этой песне он воспел невероятную любовь к жизни. Тогда он уже знал, что, возможно, в последний раз видит эту земную красоту. Спустя несколько лет, когда мы приступили к записи этого альбома, я сидел один в своей комнате, думал и представлял себя рядом с Фредди в Монтре. Только после этого я решился на аранжировку песни.