Открытый источник: Яндекс картинки
ЛЮБОВЬ УМИРАЕТ НЕКРАСИВО
КАК РОССИЙСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА ВЗЯЛА В ОБОРОТ И ДОЛГО НЕ ОТПУСКАЛА.
Я не читаю ныне русскоязычных писательниц. Ни Татьяну Толстую, ни Людмилу Петрушевскую, ни Гузель Яхнину со Светланой Алексиевич. Ибо вместо благодатного катарсиса их тексты провоцируют у меня нервный зуд на коже. При этом допускаю, что их творчество - это что-то вроде горькой пилюли для общества. Но уж больно побочный эффект велик. Лично для меня. Поэтому предпочитаю зарубежных авторов. Ведь даже если в их книгах и происходит что-то ужасное, так ведь это не у нас, а у них.
Вот так в очередной раз при выборе книги и купилась на иностранную фамилию -Вагнер. А ещё на аннотацию, утверждавшую, что " Кто не спрятался" -это история друзей, приехавших на отдых в горный отель.
Однако уже читая пролог, поняла ошибку: иностранцы так не пишут - подолгу и сосредоточенно перебирая слова. Ну как чётки . Только на них число бусин ограничено, а метафоры Яны Вагнер показались безгранично растяжимыми. Как русская лексика.
"Опять про свинцовые мерзости русской жизни!" - подумала я с досадой и даже намеревалась отложить книгу, но вовремя одумалась. И правильно сделала. Ибо произведение на самом деле интересное.
Стоит сразу оговориться: любителям традиционного детектива тут нечем поживиться. Да, убийство в наличии имеется. Но официального расследования не ведётся. Да и заявленного в аннотации триллера не особо чувствуешь. Автор силится напугать, но ощущаешь не страх, а скорее стыд и неловкость за физический и душевный стриптиз соотечественников на заграничном курорте.
Итак, какова же фабула?
Поскольку из-за непогоды отель оказывается недоступен для полиции, друзья пытаются сами разобраться в криминальной ситуации, но поначалу терпят фиаско.
Лично в моём списке подозреваемых первым шёл Оскар. Вот и автор прямо заявляет, что туристам смотритель отеля сразу не понравился.
" Он стоял на платформе - аккуратный, невысокий, в чистенькой курточке с клетчатым отложным воротничком на молнии, какие бывают у маленьких мальчиков, отправленных мамой в школу... В некрупной лапке он держал плакат, на котором ровными буквами было выведено " Пан Калашников".
Так может, эта "некрупная лапка" и есть рука убийцы? А вдруг он ненавидит всех русских женщин? Или только актрис?
Но вот незадача: в прологе ещё живая жертва замечает Оскара, стоящим в окне. Выходит, в нападении на женщину он не участвовал, хотя кое-что подозрительное всё-таки заметил. Однако, решив, что русские сами разберутся между собой, не стал вмешиваться. В итоге женщину забили лыжной палкой и сбросили с десятиметровой высоты.
Следующим значится Вадик, который, что называется, не просыхает со времени полёта в бизнес -классе. Допустим, что к мужчине прискакала "белочка" и принудила его взяться за лыжную палку. Но у известного режиссёра есть алиби: в предполагаемый час убийства он был мертвецки пьян. И если заколоть человека палкой ему хватило бы сил, то раскурочить передатчик ... Тут у Вадика кишка тонка.
По физическим параметрам на роль злодея больше подходит Ваня в кожаном пальто на волчьей подкладке. А вот мотив подкачал. Ведь этот толстосум как раз и дал деньги на съёмку сериала, в котором главную роль должна исполнять убитая. А нет кинозвезды - весь проект под угрозой.
Следующий подозреваемый появляется, когда друзья обнаруживают тело.
В то время как писательница Таня молча курит, её супруг Петя, одетый в бестактный для русского туриста в Восточной Европе камуфляж, горестно навзрыд оплакивает покойницу. Так может, здесь банальный любовный треугольник? Ведь погибшая Соня из разряда роковых женщин, а такие ведут себя крайне неразумно, в том числе и в отношении мужей своих подруг. Однако поведение подозреваемой в гараже, куда мужчины отнесли тело, никак не вяжется с представлениями об убийце:
"Ей хочется спрятать от унижения высушенную морозом роговицу Сониных глаз ореховых глаз, и она робко тянет ладонь, бесконечно страшась прикосновения..."
Кто спорит, преступники часто возвращаются на место преступления, но явно не за тем, чтобы закрыть жертве глаза и оплакать её.
Хотя кто знает...
Итак, версии отпадают одна за другой.
Ведь перед нами успешные творческие люди. Чего стоит, к примеру, описание творческого процесса писательницы Тани:
" Хороши её тексты или плохи - разве кто-нибудь знает наверняка? Она всё равно подаёт их с кусками собственной печени... "
" Ей пришлось ободрать до голых чистых костей своё детство, препарировать все выпавшие на её долю радости и страдания".
Разве люди с такой интенсивностью духовной жизни способны на преступление? - Нет!
Где-то по серёдке повествования искушённого читателя даже посещает мысль: а если это имитация? Что вроде репетиции перед съёмкой детективного сериала. Ведь не зря же упомянута съёмочная группа, которая должна вскоре прибыть в эту восточноевропейскую страну.
Но нет здесь всё по-настоящему. И бьюсь об заклад, что никто из читателей до самой развязки не догадывался, кто же убийца.
Ни Маша, отдавшая свою квартиру приезжим, чтобы они прошли обследование в столичной клинике, ни домовитая многодетная Лиза не кажутся психопатами. При всей сложности их натур и судеб.
Остаются мужчины.
Здесь Яна Вагнер красок не жалеет. Но одно дело набить морду другу в подпитии, и совсем другое - заколоть палкой женщину, к которой все без исключения мужики вожделеют. Или грешили этим в прошлом.
Лично у меня все герои вызывают целый спектр эмоций. Ибо предстают во плоти. Ну как живые!
Правда, есть эпизоды, которые вызывают некоторые сомнения. К примеру, воспоминание Пети, который, будучи мальчиком из советского военного гарнизона в Чехословакии , был приглашён на торжество в школу, а местные пионеры во дворе накормили его снегом. Или сцена, где Ваня нелестно отзывается о дровах для растопки камина, а Оскар его осаживает:
- " Ты, русский! Ты в гостях! "
А русский Ваня, мысленно послав "мозгляка" в даль дальнюю, думает:
" Как же - в гостях! Три с половиной тысячи евро в сутки! В гостях!"
Однако нельзя не согласиться, что автору в этом случае виднее, ведь Яна Михайловна ещё ребёнком посещала чешских родственников. Да и сейчас у неё двойное гражданство. К тому же каждый писатель имеет право на художественное преувеличение.
Большой отклик находит и описание самого отеля. Не могу удержаться от цитаты:
" На толстых опоясанных шоколадными балками кремовых стенах тяжело лежала тёмная глазурь черепицы. Блестели оконные стёкла, зажатые в морёных деревянных рамах, изящно гнулись водостоки. Гостеприимно зияло крыльцо. С фасада топорщились чёрные кованые фонари".
Гибель всей этой красоты в огне - сильная развязка истории. Что она символизирует? -Пусть поломают головы и другие читатели.
БЛАГОДАТНОГО ВАМ КАТАРСИСА, ДРУЗЬЯ!