Аксаковский период усадьбы Абрамцево, история трепетной дружбы хозяина с молодым Гоголем и рождение сказки "Аленький цветочек" мне интереснее периода абрамцевского кружка.
И всё же они оставили здесь после себя нечто невероятное - миниатюрный храм Спаса Нерукотворного.
Абрамцевский кружок - неформальное объединение русской интеллигенции, существовавшее в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в конце XIX века.
Да, я не поклонник творчества абрамцевского кружка, девочка с персиками для меня менее привлекательна, чем девушка с виноградом с картины другого нашего соотечественника. Картины у них были мрачными, а судьбы нелегкими.
Последняя собственница усадьбы после экспроприации ее имущества в 1917 "дослужилась" от директора музея в собственном доме до вахтерши в заштатном театре на склоне лет.
Но их совместными усилиями, руками каждого из них (буквально), в усадьбе Абрамцево всего за год был воздвигнут удивительный храм.
Он не поразит вас гигантскими размерами и годков ему не так уж много, но чувствуешь в нём что-то непередаваемое словами.
Первоначальный проект принадлежал Василию Дмитриевичу Поленову. За основу им был взят храм XII века Спаса на Нередице в Новгороде. Для небольшой лесной опушки проект оказался слишком массивным.
Переработал идею Виктор Михайлович Васнецов, он изменил пропорции постройки, сделав храм миниатюрным и изящным. Получилась тонкая стилизация под старину.
В скупом обличье храма угадываются черты, навеянные новгородским зодчеством. Вход выполнен в виде звонницы с ликом Спаса Нерукотворного кисти Поленова.
Строгий внешний вид компенсирует внутреннее убранство церкви: иконостас, киоты, хоругви выполнены по эскизам Поленова. Иконы, мозаичные полы, резьбу по дереву... всё делали своими руками.
Лики на иконах просто невероятные - они живые.
Мозаичный пол собственноручно выкладывал Васнецов, а роспись окон выполнял М.А. Врубель.
Церковь Спаса Нерукотворного была построена в 1881-1882 гг на средства семьи Саввы Ивановича Мамонтова, многие её представители обрели подле неё свой последний приют.
Первым не стало Андрея. После смерти сына чета Мамонтовых попросила перестроить ризницу в часовню. Снаружи часовни (слева от главного входа в храм) вы увидите белокаменный крест. Его в память об Андрее высекла безутешная мать Елизавета Григорьевна Мамонтова.
Если вы решите сюда приехать, удостоверьтесь на сайте музея-усадьбы, что храм в этот день будет открыт. И, конечно, не пренебрегайте экскурсией в дом-музей. История усадьбы впечатляет.
Мы тоже попытались её рассказать, по-своему, не академическим языком.
Всем счастливых дорог!