В 1930 году Толкин впервые написал фразу «В земле была нора, а в норе жил хоббит». «Хоббит» познакомил нас с гномами, волшебниками, эльфами – в частности, с одним эльфом, о котором идет речь в этой статье.
В «Хоббите» эльфийский король – не очень заметный персонаж. Он заключает гномов в тюрьму за вторжение в его владения, потом заявляется с армией на дележку сокровищ дракона, но в итоге помогает людям и гномам в Битве Пяти Воинств. Ему даже не дали имени!
Ситуация изменилась во «Властелине колец» - король эльфов получает не только имя, но и сына. Очень важного сына, который сыграл заметную роль в Войне Кольца. Но прошлое Трандуила оставалось под покровом тайны до выхода «Неоконченных сказаний».
Самое раннее упоминание о Трандуиле относится к первым векам Второй эпохи. Дата его рождения неизвестна, но можно предположить, что он родился еще в конце Первой Эпохи. Трандуил, как и его отец по имени Орофер, принадлежали к народу Синдар из Дориата, которыми когда-то правил Тингол.
У Орофера и Трандуила были не самые дружеские отношения с эльфами из числа Нолдор – из-за резни, которую учинили в Дориате войска сыновей Феанора ради Сильмариля. В конце концов Орофер взял своего сына и немногих уцелевших Синдар из Дориата и перешел через Мглистые горы на восток, где они поселились в огромном Зеленом лесу, где жили лесные эльфы. Поначалу власть Орофера распространилась на весь лес, а его столица находилась в южной части, на холме под названием Амон Ланк.
У нас нет информации о жизни Трандуила на протяжении большей части Второй Эпохи. Мы знаем, что он и его отец начали перенимать язык и обычаи лесных эльфов, которыми они правили (чтобы еще больше отдалиться от Нолдор). И мы также знаем, что в какой-то момент Трандуил должен был жениться, чтобы родился Леголас (о возрасте Леголаса подробнее здесь), но о его избраннице ничего не известно (если не считать нескольких неканоничных реплик из кинотрилогии «Хоббит»).
Следующее большое событие в жизни Трандуила произойдет в конце Второй Эпохи и сильно повлияет на его взгляды. Несмотря на враждебность, Орофер и Трандуил вступают в Последний Союз, который собирает против Саурона Верховный король Нолдор Гиль-галад. Последний Союз в конечном итоге одержал победу, но ее цена особенно высока для Трандуила.
Вместе с большой армией лесных эльфов Орофер и Трандуил идут с вместе с войсками Гиль-галада и Элендиля на равнину Дагорлад. Битва и последующий штурм Мордора завершились победой Свободных народов, но для эльфов Орофера эти события стали катастрофой. И если говорить начистоту, в этом большая доля вины самого Орофера.
Толкин пишет, что хотя эльфы Зеленолесья были стойкими и доблестными, они также были плохо оснащены доспехами и оружием по сравнению с эльфами Запада. Гиль-галад по каким-то причинам не посчитал возможным обеспечить союзника достойным вооружением. Вследствие этого или в отместку за старые обиды Орофер не пожелал подчиняться приказам Гиль-галада.
Орофер пошел в атаку во главе своих самых отважных воинов до того, как поступил сигнал от Гиль-галада. Возможно, ситуация виделась королю лесных эльфов благоприятной, но результат оказался печальным. Орофер погиб в ходе этой атаки, а его армия понесла огромные потери (как отмечает Толкин, более тяжелыми, чем следовало – из-за отсутствия достойного вооружения). Трандуил выжил, но когда война закончилась, он вернулся в королевство своего отца с едва ли третью армии, которая выступила в поход.
В первые века Третьей Эпохи Трандуил, ставший новым королем эльфом Зеленолесья, сосредоточился на восстановлении своих земель после войны. Ему это неплохо удавалось: в примечаниях к тексту «Поражение на Ирисной Низине» сказано, что народ лесных эльфов снова стал многочисленным. Но душу Трандуила тяготила мрачная тень.
«Он видел ужасы Мордора и не мог забыть их. Стоило ему взглянуть на юг, и воспоминание о них затмевало ему солнце; он знал, что ныне Мордор опустошен, и короли людей стерегут его, но страх подсказывал Трандуилу, что Черный Край еще не до конца побежден, и когда-нибудь поднимется вновь» (с)
В результате Трандуил начал расширение на север. Его народ занимает леса вокруг Одинокой Горы, да и в целом лесные эльфы понемногу переселяются в северо-восточную часть Зеленолесья, где начинается строительство подземной крепости-дворца по примеру столицы Дориата. Это была мудрая политика, ведь к концу первого тысячелетия на юге Зеленолесья начали появляться злые духи, и в итоге на холме Амон-Ланк слуги Саурона основали Дол Гулдур – Крепость темных чар.
Однако, несмотря на тактическое отступление Трандуила за Лесную реку, его королевство не было таким изоляционистским, как иногда думают. По сравнению с закрытым для чужаков Лотлориэном и скрытным Ривенделлом королевство лесных эльфов выглядит очень даже открытым. Из «Хоббита» известно, что эльфы-плотогоны часто вели дела с людьми из Озерного города, а Трандуил импортирует свое вино аж из Дорвиниона, который находится еще дальше.
Процветание королевства Трандуила становится еще более впечатляющим благодаря тому факту, что это единственное эльфийское королевство Третьей Эпохи, которое ни разу в своей истории не защищалось эльфийским Кольцом Власти. Трандуил не так стар и опытен, как Кирдан из Серых Гаваней, не так могуч, как Галадриэль, не так мудр, как Элронд. Тем не менее именно Трандуил правит процветающим королевством на протяжении тысячелетий.
Впрочем, несмотря на все успехи, у Трандуила есть своя отрицательная черта – жадность. Толкин пишет в «Хоббите»: «Если у короля эльфов и была слабость, так это к сокровищам, особенно к серебру и белым драгоценным камням; и хотя его сокровища были велики, он жаждал большего, так как у него еще не было такой большой сокровищницы, как у древних эльфийских правителей». Эта жажда богатства, конечно же, приводит Трандуила к Битве Пяти Воинств. До тех пор, пока не появятся орки и варги, именно армия лесных эльфов поставила ребром вопрос о дележке сокровищ дракона. При всем уважении к Барду-лучнику, на его людей Торин и ко могли поплевывать свысока.
Хотя эта битва является самой известной из тех, в которых участвовал Трандуил, есть еще одна, более важная для развития его личности. 15 марта 3019 года произошла Пеленнорская битва – и в тот же самый день в Зеленолесье началось другое, не менее важное сражение. Кхамул-Назгул послал армию орков из Дол Гулдура против королевства лесных эльфов. Они подожгли лес, но Трандуил преодолел свой страх перед Мордором и вывел свои войска навстречу поджигателям. После упорных боев под деревьями и великих разрушений Трандуил одержал победу.
Последнее упоминание Трандуила приходится на момент встречи его войск с лориэнской армией под командованием Келеборна. Два великих лорда Синдар объединяются возле развалин Дол Гулдура и переименовывают лес из Темнолесья в Эрин Ласгален – Лес Зеленых Листьев. Его южная часть отошла к Лориэну, а королевство Трандуила почти удвоилось в размерах, и Толкин прямо говорит, что в начале Четвертой эпохи лесные эльфы мирно жили в Зеленолесье.
Дальнейшая судьба Трандуила – загадка. Но мы знаем, что его не было среди эльфов, отплывших в Валинор в конце Третьей эпохи. Он также не уплыл из Средиземья вместе с Келеборном и Кирданом или со своим сыном Леголасом и его другом Гимли. После ухода других эльфийских правителей Трандуил становится одним из старейших существ в Средиземье. Можно легко предположить, что даже в Четвертую Эпоху, когда господство людей в самом зените, в Зеленолесье все еще живут многочисленные эльфы, которыми правит мудрый король в венце из листьев.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)