Я родился в Томской области в 1989 году и до 12 лет мы жили в деревне. Отец был рыбаком и охотником, он с детства брал меня с собой, знакомил с миром дикой природы. Деревенская жизнь вообще довольно тяжелая, но интересная. У нас было большое хозяйство: коровы, свиньи, огромный огород, плюс заготовка дров, навоз и пр. Когда мне исполнилось 12, отец трагически погиб. Мы с мамой переехали жить в Томск. В 19 лет я впервые выехал за пределы Томской области и это полностью перевернуло мое сознание. Я познакомился с ребятами, которые занимаются альпинизмом, скалалазанием и подумал: «О, как круто! Я могу не только наблюдать за такой активной жизнью, но и сам жить эту жизнь!». Мы тогда поехали заниматься роуп-джампингом. Когда живешь в одном и том же месте, ты мыслишь масштабами этого места. Томск – это равнина. А мы поехали в Красноярск. Буквально через 500-700 км равнина превращается в холмы, горы, скалы. Рядом Хакасия – там совсем другая религия, люди другого цвета, другая культура. Это было как гром среди ясного неба. Надо же – как круто!
Роуп-джампинг – это когда навешивается система альпинистских верёвок и человек прыгает с дома, с антенны, со скалы. Сначала падение, а потом система верёвок его подхватывает, амортизирует и он болтается какое-то время как маятник. Высота, с которой мы тогда прыгали – примерно 100 метров. Было страшно. Потом в университетские годы мы пару лет этим занимались, прыгали, ездили в разные регионы. Стало интересно учиться хорошо, чтобы были деньги. Тогда нам платили отличную стипендию, на которую можно было куда-то съездить.
Так началось мое увлечение путешествиями Я опробовал спелеологию, роуп-джампинг, сноуборд. А в 23 года мне захотелось увидеть мир не из окна машины, автобуса или поезда, а попробовать каково это – когда тебя ничто не отделяет от дороги. Так я сел на велосипед и проехал свой первый маршрут в 2000 километров. У меня практически не было знаний и опыта велопутешествий. Я просто купил горный велик, велорюкзак и поехал. Один. Маршрут я подготовил заранее – из Томска, через Красноярский край, Хакасию, Туву. Просчитал, что мне нужно взять: палатку, спальник, питание. Теории было много, но первый день практики дал оказался шоком. В этот день было очень жарко, я проехал больше 200 км. Пренебрёг техникой безопасности: мало отдыхал, мало пил, не ел (когда на велосипеде интенсивно крутишь педали, не хочется ни пить, ни есть). В итоге получил тепловой удар и обезвоживание. Сидел на берегу реки вечером, блевал и думал: «А как я завтра поеду вообще?». Психологически мне было еще сложнее, чем физически. Я специально не взял с собой ни плеер, ни радио. Решил побыть наедине с собой. И вот ты едешь 10-12 часов в день, о чём-то надо думать. На меня постоянно наваливала отрешённость, пустота. Я как будто оторвался от семьи и родных и не чувствовал больше привязки к ним и к миру в целом. Полная потеря смыслов. Ты не знаешь, на что опереться. Тебе надо крутить педали, но зачем, для чего? Я постоянно вел внутренние диалоги с родными, с мамой. Может мне не хватало в те годы её поддержки, хороших отношений с ней.
После 700 км пути я поймал первую волну положительных эмоций. Просто подумал: «Чувак, ты сделал это расстояние с помощью собственного движения и силы! Как это круто!». Помню ощущение, когда летишь с горки: будто велосипедом пространство режешь. Это просто физика: ты чувствуешь скорость, которую сам создал, свои мышцы, тело. И это нереально круто.
Любое путешествие или спортивное мероприятие – оно про здесь и сейчас. Ты должен держать свой организм под контролем: есть по времени, пить по времени, принимать витамины, следить за восстановлением. То мое путешествие продлилось 11 дней, но они ощущались как месяц. При том, что я так и не смог проехать запланированный маршрут – срезал. После этого я так вымотался, что год не трогал велосипед и не подходил к нему. В той первой поездке я получил слишком много пустоты, самокопания, рефлексии и мне не хотелось в будущем столько энергии тратить на это. Однако через год я решил поехать в новое велопутешествие. Было страшно, но я решил обмануть свой мозг: не ставил сверхцели. Подумал: поеду сначала до Алтая, там живет друг, остановлюсь у него (это первые 700 км). Потом доеду до Казахстана. Если дальше не пойдет, просто сяду на поезд и вернусь домой. В итоге то путешествие длилось полгода. В процессе ко мне примкнул мой друг Николай. Вместе мы доехали аж до Афганистана, откуда были депортированы, но обо всем по порядку. Сделать визы в Афганистан не просто – страна не рекомендована к посещению туристами – но нам это удалось. Мы пересекли границу Узбекистан-Афганистан и поехали. Провели там 8 дней – интересных, классных, контрастных. Местами в нас кидали камни, местами угощали дынями. Местами нас обманывали. Украли фотоаппарат. Страна хронически находится в состоянии войны и люди борются за выживание. Народ там уникальный – настоящие воины.
Сейчас мне задают этот вопрос – почему именно в Афганистан? Юношеский максимализм? Не знаю, может быть. Нам было тогда по 24 года. Хотелось приключений, сделать что-то из ряда вон выходящее. Впоследствие мой друг всё время шутил: «Запомни, Афганистан в твоём опыте – это визитная карточка». В памяти остались такие контрасты: на улице стоят советские ржавые БРТы, отголоски войны и на их фоне дети запускают воздушных змеев. У людей очень необычные лица, взгляды. Благочестивые, я бы сказал. Несмотря на войну с Советским Союзом, местные к нам очень хорошо относились. Говорили, что русских уважали и сейчас уважают. Те, кто воевал в той войне, говорили, что русские были доблестные воины и не сдавались до последнего. За это там ценят русский народ и русский дух.
Но обстановка в стране очень напряженная. Постоянные проверки. В Кабуле везде блок-посты, полиция всех шмонает и тут же сами полицейские курят косяк. Но у них там канабис как у нас бутылка пива – считается нормальным. Чтобы доехать до Кабула мы придумали себе «алиби». Если нас останавливали полицейские, мы говорили: «У нас друг в Кабуле в университете учится. Едем к нему». Это работало – нас отпускали. А после Кабула мы проехали один блок-пост, второй и на третьем постовой видимо решил выслужиться. Позвонил кому-то и сказал, что взяли двух русских. И всё, нас задержали и отвезли в местное отделение полиции. Ночью приехали два работника российского консульства. Один – какой-то молодой парень, а второй видимо ФСБшник. ФСБшник на русском матерном очень жёстко объяснил, что маршрут наш завершён. Мы пытались оправдаться и договориться: сказали, что у нас есть визы и приглашения. Но его это не убедило. Нас выслали из страны. При этом они позвонили маме моего напарника и сказали: «Ваш сын в полиции в Афганистане». Она там наверное за сердце схватилась. Ведь он ей не сказал, куда едет (боялся за её реакцию). А у меня сестра знала, что я в Афганистане и когда ей позвонили, она восприняла информацию адекватно.
После депортации Коля поехал домой, а я решил отправиться в Иран. Очень благодушная страна, ещё более благочестивые люди. Персидская ментальность. Было сверх-гостепреимно, радушно. Можно было оставлять велосипед с документами просто на улице и ходить гулять. Каждый либо добрыми словами одаривал, либо приглашал в гости.
Мне вообще больше нравится путешествовать одному. С напарником тоже хорошо, но сложно найти близкого по духу человека, который мог бы располагать своим временем так же свободно как я. Абы кого брать не будешь потому что нужно, чтобы человек тебе подходил. В путешествии куча мелочей, которые если не совпадают, вам будет сложно вместе. Например, утром мне важно быстро собраться и стартовать, а второй человек долго спит или копошится. Дорога требует быть собранным. Если ты встаёшь и долго раскачиваешься, то ты теряешь дисциплину. Вечером да – сколько угодно сиди, расслабляйся, пей чай, но в целом маршрут – это работа, требующая концентрации. С другими людьми, не одному, на маршруте всегда сложнее. Время будет растягиваться, ответственность увеличиваться.
На что я путешествую? По профессии я инженер-строитель. Работал какое-то время в строительстве, но мне не слишком понравилось. Люди там много пили. Сначала в путешествиях я не думал о заработке. Мы с друзьями не были хиппи или дауншифтерами, но были вот такими в хорошем смысле спортивными отморозками. Первое время нам удавалось жить на то, что заработано профессией, мы не так много тратили. Нам нужно было, чтобы у нас были здоровые велосипеды, визы, деньги на перелёт и какая-то часть на питание. Мы всегда искали случай поучаствовать в какой-то экспедиции, в которую не нужны были вложения и которую организовывали наши друзья.
В 25 лет я понял, что хочу отправиться в кругосветное путешествие на велосипеде. С работы пришлось уволиться, ведь мне предстояло провести в дороге несколько лет. Я решил, что в процессе буду цепляться за каждую возможность поднять какие-то деньги. Какое-то время я писал статьи для журналов, это конечно приносило копейки, но все в плюс. В Нью-Йорке мы были с другом и сначала раздавали газеты, потом нашли русское коммьюнити и просто у них жили 2 дня. А потом нас взяли на работу грузчиками. В Америке это называется мувинг – перевоз вещей из одного дома в другой. Еще нас брали на облагораживание участков. Нужно было граблить листву. Платили очень хорошо и достойно. Ты гребёшь траву, тебе не трахают мозг, тебя не подавляют, не угнетают, начальство говорит с тобой наравне. Отличные условия (в отличие от российской действительности). Потом мы работали у священника: нужно было разобрать и сжечь старую церковь. Это было целое приключение. Мы работали, тренировались, в перерывах я писал книгу о путешествии. Но у нас был дедлайн: в какой-то момент мы должны были сорваться и поехать пересекать Америку на велосипедах. Была возможность остаться там, получить грин-карту и просто жить и работать. Но наша цель была в движении.
В Америке мне запомнилось многое. Например, когда ехали по Долине смерти и было невыносимо жарко, а уже к вечеру мы поднялись на перевал и там стало так холодно, что у нас бутылки с водой замерзали. Запомнился бегущий Нью-Йорк. Мы жили какое-то время в Центральном парке на Манхеттене. Принципиально не пользовались ни знакомыми, ни сервисами гостеприимства велосипедного коммьюнити. Просто поставили палатки в парке. Вообще, это запрещено, но местные жители отнеслись к нам хорошо. Они знали, что мы там ночуем и иногда предупреждали нас: «Осторожно, сегодня приезжает Папа Римский, здесь будет много полиции». В 6 утра парк просыпается и сотни, тысячи людей бегают. Я и сам там бегал: готовился к полумарафону, потом к марафону. Калифорния запомнилась анархией. Там везде бомжи, проститутки. Мы жили на окраине Сан-Франциско. Выезжаешь чуть за город – там ходят олени, косули.
Вообще люди в Америке совсем не такие, как нам говорили в школе, в университете. Они очень добрые и отзывчивые. Нас постоянно приглашали в гости. Как-то едем, дождь заливает, мы вымокли до нитки. Останавливается пикапчик и водитель говорит: «Едемте за нами, мы вас устроим на ночлег». До этого мы уже 10 дней уже были непрерывно в дороге. Стирались и набирали воду на заправках, спали в палатках, а тут такое гостеприимство. Однажды устроились на ночлег в пустыне. Начали костерок жечь. Через полчаса приезжают пожарные. А мы были напуганы всякими стереотипами об Америке. Думали, тут нельзя жечь костры и сейчас нас заберут в полицию. Потушули быстро огонь, сидим боимся. Пожарные подходят, мы им объясняем, что путешествуем и костер был нам нужен для ночлега. Нам не только разрешили разжечь огонь, но и не уезжали пока не увидели, что костер мы разжигаем правильно и с нами в процессе разведения огня ничего не случится. Был момент, когда в дороге нас застала метель, не видно ни зги, а до ближайшего отеля еще километров 7. И тут к нам полицейский подъезжает: «С вами всё в порядке? Может вас закинуть куда?» .
В итоге кругосветку я сделал за 2 года и 2 месяца. Это были 2014-2016 годы. Старт из Томска. Было 2 перелёта и 54000 км на велосипеде. Целая жизнь.
В 2019-20 гг мы с другом оказались на велосипедах в Африке. И вот там была настоящая жесть. Мы привыкли, что мир добрый и открытый, но в Африке оказалось всё не так. Эфиопия страшнее Афганистана. Тебя не уважают, не считаются с тобой, закидывают камнями, пытаются тебя обокрасть, обдурить. Моему другу камнем разбили лицо. Меня там сбила машина. Я к счастью сильно не пострадал. А водитель помялся, помялся и уехал. Сказал, что поехал купить мне еды, но не вернулся.
Мама конечно волновалась за меня, но потом ей пришлось набраться мудрости и терпения. Ведь только тогда я стал бы с ней делиться своими планами, а иначе просто скрывал бы от нее все, чтобы ее не расстраивать. Ей конечно тяжело, что меня постоянно нет, но я стараюсь при первой возможности выходить на связь. У нас с мамой сейчас отличные очень близкие отношения. А раньше она все время говорила: «Когда ты определишься?». Не знаю, с чем я должен был определиться. По-моему, если к 30 годам человек ведет определенный образ жизни, значит он определился, что именно этот образ жизни ему и подходит.
В последнее время мама видит меня часто – год назад я перебрался обратно в Томск. До этого я лет 10 очень редко приезжал, хоть и старался помогать ей деньгами когда мог. Я понял, что нужно вернуться домой, доделать старые дела, побыть с родными побольше. Перевёз туда все вещи из Москвы. Начал просто жить, писать книгу, читать лекции о путешествиях, гулять с племянником.
В юности была цель – найти место под солнцем и там остаться. Потом я понял, что это не очень хорошая идея, трусливая. В процессе путешествия искать хорошее место, чтобы там остаться – это не дело чести путешественника.