Найти тему
George Rooke

Давненько я не писал про русский флот))

Помнится (уважаемый denalt не даст соврать), были в свое время на одном форуме конкретные зарубы по поводу флота Павла I, по поводу возможной войны с Англией, кто бы победил, а кто бы проиграл.
Я придерживался версии, что англичане раскатают русский Балтийский флот, не потому что я пессимист, а потому что это... ну... русский флот. У нас и сейчас-то во многом все через одно место, а уж тогда....
Мои оппоненты увлеченно выводили варианты построений, рассказывали, как Нельсон, полезший в Кронштадт, теряет корабли, попадающие в два огня и накрытые с батарей, и т.д.
А теперь не альтернатива, а реальность. О том, как русские предполагали отражать возможную атаку англичан на Кронштадт и Балтийский флот в 1801 году.
Письмо контр-адмирала Ханыкова морскому министру Кушелеву:
«Повеление В.С. о затоплении судов в Северном фарватере и в Южном между Лондонской вехой и Толбухиной честь имел получить. На оное В.С. донесть имею, что как в Северном фарватере глубина самая большая только двадцать два фута, то во оном, где нужно потоплены могут быть суда не великие, ибо полагаю над судами оставить воды до шести фут, дабы в сильные ветра волнением, а более того, зимою льдом не разнашивало оных… Что же касается до фарватера противу Лондонской вехи, то как там глубина около сорока пяти фут, должно будет затопить линейные старые корабли или большие фрегаты, которые также назначу я, и как они должны потоплены быть с тем, чтобы после их поднять, то к тому все нужные приготовления будут делать…
В.С. угодно требовать моего мнения, можно ли будет сии корабли после поднять, на что доложить имею, что как по не малой глубине суда затоплены должны быть большие, то великого затруднения стоить будет их поднять, а ежели пробудут они под водою долго, то дерево намокнет и сделается еще тяжелее, при том как там открытое место, то от волнения они разсестся могут и поднять их едва ли будет возможно»
.
То есть первым делом предполагалось... топить корабли конечно же! И вы еще удивляетесь Крымской до сих пор?)
И немного о состоянии кораблей. Пишет контр-адмирал П.А. Данилов, это Ревельская эскадра 4 апреля 1801 года срочно покинула Ревель и пошла в Кронштадт, расталкивая льды:
«… Куда идучи с флотом и прошед остров Гогланд встретили густой лед, который, ударяясь в носы кораблей, оные весьма потрясал, и так как мой корабль был довольно гнил, то от одного сильного удара и выпал у него деревянный в подводной части нагель, вода начала прибывать по два дюйма в час, и я должен был скрывать оное от своего семейства. Посылал искать посредством таза оную и отыскав заколотил оную новым нагелем, но чтобы не случилось и другой раз того же, я сам правил кораблем между льдинами и других в том поставил, и таким образом весь лед прошли благополучно и пришед на Кронштадтский рейд стали на якорь».
Вы думаете дальше что-то изменилось? 1808 год, началась русско-английская война. И вот морской министр Чичагов пишет Александру I план на войну. Касательно флота написано вот что:
«распределить морские силы свои по разным безопасным местам таким образом, чтобы, служа к защите тех мест, где они расставлены будут, могли они в тоже время употреблены быть для покровительства торговли, когда сие можно будет, и нападения на неприятеля, буде бы он слишком рассеял силы свои или принужден бы был, по позднему времени или другим обстоятельствам, гораздо уменьшить оные…». Если перевести с канцелярского на обычный - то разбежаться по безопасным местам, отдать море противнику и сидеть, не высовываясь, ибо, как вы понимаете, слова "когда сие можно будет" подразумевают - "никогда".

Ну и мой любимый пример.

В 1743 году адмирал Мишуков отговариваясь вести активные действия против шведов, ссылался на все что угодно: на туман, на мели, на дождь, на непогоду, на противный ветер, и.... даже на на попутный ветер.
Внимание, вопрос! Нет, про туман и противный ветер понятно. А Чем мешал адмиралу ветер попутный?

Ответ простой. Когда плывешь обратно - попутный ветер резко становится противным) Такие дела.