Когда в галерее на Чайковского мне предложили приобрести на память о мозаичном дворике сумку для покупок с ангелом, созданным художником Владимиром Лубенко, я немного опешила.
И дело даже не в том, что цена за сумку была немного не "рыночной" - 1200 рублей, оно и простительно - она же имеет на "парадной" стороне оттиск с шедевральным мозаичным" ангелочком", просто меня немного сбил с ног сам концепт - 12 знаков Зодиака, 12 "хранителей", каждый из которых как-то по особому смотрит на мир, что не всегда совпадает с вашим собственным к нему отношением.
Мой "хранитель", к примеру, был не просто "страшен ликом", а еще и нелюдим. И хотя милейшая девочка - член действующей команды художника - представляя продукт, воодушевленно объясняла мне, в чем заключается "семантика белого цвета", я размышляла о своем - как может сохранить мир это непонятное существо, которое больше походит на кадавра из любимых Стругацких. Кажется, чуть замешкаешься, и он оживет и потребует селедочных голов.
Я - человек к искусству максимально близкий. Иногда мне даже кажется, что я и живу внутри него. Поэтому любую творческую мысль, которая направлена на оптимистичное восприятие мира и созидание, воспринимаю точно так же - оптимистично и созидательно. Но эти "хранители", взявшись за руки, свели меня с ума.
Это направление Владимир Васильевич назвал "аттракционизмом", пояснила девочка и добавила что-то про "стержни". Я абсолютно ничего не поняла, но согласно покивала головой. Точно так же я кивала головой, когда кто-то при мне искренне критиковал картины Малевича. Мол, ну-ну, сейчас вы закончите, а я объясню вам, почему он выбрал именно круг, квадрат и крест. И в чем заключается философская суть этой художественной триады.
Юля, как ты можешь любить Малевича, спросила тогда знакомая, которая не скрывала своего разочарования, рассматривая его полотна. Я не могу объяснить, почему я его люблю. Просто люблю и все. И его супрематизм для меня - того же поля ягоды, как и обезличенные герои Кафки. Хотя Малевич - это не абсурдизм. Его творческая манера яснее ясного: "Король умер. Да здравствует король!". "Мы наш, мы новый..." и все такое прочее.
Видимо, аттракционизм Лубенко (простите мне, дилетанту, эти мысли вслух!) - это практически супрематизм Малевича. Стержень - в новизне восприятия. Вы не ожидали, что ваш ангел может походить на личинку жука и быть "двуликим Янусом"? Зря. Мир искусства непредсказуем. В живой-то природе как? Сегодня вы - гусеница, завтра - бабочка. Все логично. В искусстве же может быть наоборот. Сегодня вы - бабочка, живете легко и красиво, но - один день. Но завтра станете гусеницей и проживете еще "долго и счастливо" лет 500. Как-то так.
В целом же, творчество мастера все равно никого не оставляет равнодушным. По созданной им "Малой Академии" можно ходить часами и удивляться, как же он все это смог! Как ему это все в голову пришло, а из нее - материализовалось на конкретном пространстве. По кусочкам!
Напоминаю: улица Чайковского, 2. Можете войти и со стороны Фонтанки. Легко! Наслаждайтесь!