Развивающие игры в песочнице
Взрослые часто недооценивают значение игр в жизни ребенка, в том числе — игр с песком. «Играми в песочнице» пренебрежительно называют несерьезные, неважные дела, на которые «впустую тратится время».
На самом деле игра — важнейшее занятие в жизни ребенка. Это инструмент и метод развития детей, благодаря играм они учатся строить и разрушать, овладевают все более сложными навыками, проживают разные эмоции и на практике постигают взаимосвязи.
Родителям тоже очень важно играть в песочек вместе с детьми. Чтобы подсказать, показать, научить, понять малыша и построить более тесную связь. И подарить совместные воспоминания тоже.
Играть можно с любым песком — речным, морским, и даже кинетическим. Для домашней песочницы песок нужно хорошо промыть, общественную желательно закрывать на ночь крышкой, чтобы в нее не лазали по туалетным делам кошки. На пляже условия строже — и потому играющего ребенка необходимо как минимум держать постоянно в поле зрения. Потому что в песке может найтись что угодно, и острые осколки стекла — минимальная проблема.
Для игры понадобится вода (если игра в песочнице), совочки и лопатки, ведерки, формочки, мелкие фигурки людей и животных, машинки, круглые камушки разных размеров, ракушки, маленькие коробочки. Хотя играть можно и с использованием только подручных предметов и собственного воображения, что ценно само по себе.
Не стоит пугаться и ругать ребенка, если он ломает собственные постройки. Возможно, так он справляется с подавляемыми эмоциями — в частности, с гневом, на который тоже имеет право. Главное — не позволять ему ломать постройки и куличики других детей, бросаться песком, есть его.
Что же предложить детям?
Самым маленьким, только начинающим знакомство с этим миром, можно просто копаться в песочке, пропуская его между пальчиков, пересыпая его из формочки в формочку, строя холмики и разравнивая поверхность ладошками или лопаткой.
На ровной поверхности можно рисовать — пальчиками, палочками. Сторонники раннего развития могут совместить это с запоминанием букв и цифр, с обучением счету. Предложите малышу попробовать нарисовать что-то с закрытыми глазами. Возьмите в руку его ручку, попросите ребенка закрыть глаза, и сами водите его рукой по песочку, изображая простые формы. А ребенок пусть попробует определить, не подглядывая, что нарисовано на песке. Отличная тренировка координации движений.
На песочке, если его слегка смочить водой, можно оставлять следы. Ножками, ручками, пальчиками. Следы зверюшек и птичек, отпечатки различных предметов на песке будут помогать знакомиться с окружающим миром, попутно развивая мелкую моторику.
Конкурс среди детворы на самый крепкий и ровный куличик тоже может увлечь ребятню.
Детям постарше можно строить в песке целые миры — города с крепостями и дорогами, населенные фигурками людей и зверей. Целые истории могут разыгрываться в таких городах. В том числе и такие, которые помогут малышу разобраться со своими эмоциями, а внимательному родителю — лучше понять своего ребенка, его тревоги, страхи, обиды и мечты.
На морском берегу отдельная радость, причем не только для детей — крепости и замки «песочно-капельным» методом, когда постройки возводятся из смеси песка с водой. Сооружение почти готических построек увлекает взрослых не меньше, чем детей, и в этом нет ничего смешного или стыдного — песочная терапия подходит не только маленьким. Стройте вместе с детьми замки, разыгрывайте в них истории и сказки, обращая внимание на версии, предлагаемые ребенком. Возможно, в них могут выражаться внутренние страхи, сомнения, побудительные мотивы, о которых он и сам не догадывается. Попросите малыша комментировать свои действия — так будет развиваться его речь, увеличиваться словарный запас.
Есть наблюдения, свидетельствующие о том, что регулярные игры с песком положительно влияют на поведение ребенка и его контактность.
Если родители заранее спрячут в песочнице несколько «кладов» и нарисуют «карту сокровищ», прогулка может превратиться в увлекательную экспедицию кладоискателей. Как вариант — «археологические раскопки», находками в которых могут быть ненужные мелкие вещицы (старые ключи, ложки, предметы бижутерии, или даже целый старый кошелек с несколькими монетками!).
Мальчиков может увлечь построение гоночной трассы с препятствиями, девочек — устройство садика для куклы-принцессы, со скамеечками и беседками.
Если есть в наличии много фигурок зверей, можно предложить ребенку построить городок для звериной семьи. Пусть малыш выбирает разных животных на роли мамы и папы, родственников и друзей, себя самого. Спрашивайте, почему его выбор именно таков, за какие качества он назначает животных на те или иные роли. Это может помочь в решении конфликтов и понимании поведения ребенка в повседневной жизни.
Половина лета уже позади, но впереди — еще половина. Почему бы не провести какое-то время вместе с ребенком в песочнице? Возможно, следующим летом малыш и сам потеряет интерес к играм с песком. Не стоит упускать возможность стать ближе, научиться лучше понимать ребенка, и ненавязчиво помочь ему в развитии.