Про дешёвые помидоры и халявную пиццу.
У меня случилось внезапное наблюдение о том, как работает наш мозг. Раньше я над этим моментом не задумывалась, а сейчас он мне показался интересным. Возможно так происходит только с моим мышлением, а возможно этому есть целый ряд объяснений от Талеба до Свааба, просто я не могу вспомнить.
Вот смотрите. Допустим, вы знаете, что сейчас среднестатическая цена на помидоры — 120 рублей за килограмм. Я беру совсем среднюю, можно найти и за 80, и за 250. Но вот вы внезапно видите, как у одного из продавцов помидоры по 30 (тридцать!) рублей. Первая ваша мысль: они гнилые, испорченные, невкусные, дома сразу пропадут. Но продавец вам объясняет, что сейчас распродажа, рынок на два дня закрывается, надо сбыть товар. Ваше мнение меняется? Ничего подобного. Вы стоите над кучкой помидоров и ищите в них изъяны.
Такая же история с алкоголем. Настойка ценой в 2000 рублей не может продаваться по 400, даже если это распродажа. С ней явно что-то не так. Несмотря на то, что это бренд Мартини. Не, не, она испорченная, в Подмосковье разлитая, хороший алкоголь дешёвым не бывает!
А теперь две противоположные ситуации. Техника и гаджеты. Внезапная распродажа айфонов по цене в два раза ниже обычной: налетают все, никто не раздумывает над тем, что они не соответствуют качеству, нет, просто повезло или уценённая модель!
Вы заказываете роллы с доставкой на дом, вводите промокод и получаете в подарок целую огромную пиццу. Вы не думаете, что её сделают из отходов, раз она ничего вам не стоит или что она обязательно будет невкусной, нет. Бесплатная пицца — ура, берём!
Я понимаю, что в приведённых примерах мозг проделывает огромную и неощутимую нами работу: сравнивает прошлое, опыт друзей и знакомых, всё нами увиденное и услышанное по теме — так работает интуиция, которая зачастую подсказывает правильные решения. Но ведь по всем примерам опыт может быть как в положительную сторону, так и в отрицательную. Но согласитесь, уценённая еда вызывает большие подозрения, чем уценённая техника, а дешёвый алкоголь не хочется покупать в противовес бесплатной пицце. Не сомневаюсь, что есть целая куча категорий других товаров и услуг, при анализе цен на которые, ваш мозг тоже структурирует данные по полочкам: вот это брать безопасно, а от этого лучше отказаться.
Пока я не очень понимаю, какие здесь можно сделать выводы, но элемент интересный: всё, что продаётся по непривычно низким ценам, вызывает вопросы, хотя можно просто радоваться и покупать. Мы предполагаем, что такая цена не может покрывать затраты на производство, они же наверняка выше, но ведь мы понятия не имеем, какая именно себестоимость у конкретного продукта. Если только вы не маньяк до ценообразования всего на свете.
Кстати, помидоры оказались вкуснейшими, а пицца богической.