Найти тему
Институт Ньюфелда

Пусть разбираются сами?

В детском коллективе не бывает и дня без ссор, перепалок, оскорблений. Будь то школьники или группа детей в саду. Какой стратегии придерживаться педагогам - искать и наказывать обидчиков или предоставить детям возможность разбираться самим?

Чтобы понять, какая стратегия принесёт плоды, стоит разобраться, с кем мы имеем дело.

Дети рождаются незрелыми не только физиологически, но эмоционально и психологически. И если для того, чтобы научиться ходить, говорить и одеваться нужно несколько лет, то для того чтобы ладить с людьми, двумя-тремя годами не обойтись.

Находясь в любом детском коллективе, можно почувствовать прямо физически, как все трещит и взрывается от фрустрации - от эмоции, которая в нас рождается, когда что-то идёт не так. И дети редко выплескивают эту лаву экологично. Обычно они, движимые фрустрацией, ведут себя агрессивно. Кусают, царапаются, портят вещи, ломают игрушки, обзываются и дерутся. Дети дошкольного возраста (а иногда и школьного) по причине незрелости мозга не могут уравновесить эту мощную эмоцию каким-то другим импульсом - не буду обижать, ему же будет больно.

Могут ли дети сами разрешить конфликт, если они не обладают чувством справедливости, способностью видеть проблему с разных сторон, взвешенно принимать решение? Скорее всего детский суд будет совсем не таким, каким мы себе его представляем, думая, что они сами со всем разберутся.

Зная это, мы понимаем, что обучение эмпатии, основам конфликтологии, а также наказание за агрессивные выплески не приведут в долгосрочной перспективе к желаемому результату - зрелой, уравновешенной личности. Поэтому учителя, воспитатели, специалисты помогающих профессий могут опереться на следующие тезисы.

1. Конфликты в любом коллективе неизбежны.

Если мы готовы к тому, что дети будут испытывать фрустрацию (а она наш постоянный спутник в жизни), это не застанет нас врасплох.

2. "В любой ситуации идите ко мне"

Если дети знают, что взрослый разберётся с проблемой, что сказать о происходящем не значит стать ябедой, это во многом облегчит пребывание детей в коллективе. Взрослые отвечают за детей, ведь их незрелость приводит к печальным сценариям, если нет заботливого режиссёра.

3. В момент конфликта выйти из него как можно быстрее

Это можно сделать физически - развести детей по разные стороны от себя. Порой достаточно слов: "мы так не говорим", "я не разрешаю ломать чужие игрушки", "у нас людей бить нельзя".

4. Последствия для обидчика без угрозы для отношений

Решать проблему, которая появилась не сегодня, прямо в моменте - не самый эффективный метод. Лучше всем дать остыть. Однако ради социальной справедливости мы должны сказать или сделать что-то такое, чтобы стало ясна наша позиция. Но при этом, чтобы отношения с ребёнком не были на кону. Подойдут какие-то фразы вроде "ты сейчас посидишь здесь, я подойду, и мы разберёмся с тем, что произошло", "вижу, что тебе сегодня хочется рвать и метать, садись, рви вот эту бумагу". Возможно, рядом есть ещё какой-то взрослый, который мог бы помочь - взяв на себя роль исполнителя приговора. "Вы с Анной Ивановной сейчас пойдете по моему поручению, а потом мы разберёмся."

5. Замечать добрые намерения детей

Путь к самоконтролю в том, чтобы у ребёнка для начала появилось доброе намерение - не бить человека, не оскорблять одноклассника, не портить вещи (хотя это явно лучше, чем причинять вред людям). Если мы в спокойной атмосфере, не в конфликте, понимаем, что ребёнок действительно хотел бы действовать иначе, то в наших силах предложить ему варианты.

*Когда хочется ударить, бьём грушу.

*Когда хочется оскорбить, кричим в коробку гнева или рисуем каляки в специальной тетради гнева, рвем бумагу.

*Когда ты не справляешься, беги ко мне.

У всех есть потенциал вести себя цивилизованно, бережно, быть в отношениях с другими, при этом не подавлять их и не терять себя. Чтобы этот потенциал раскрылся, нужно время, довольно много времени, и надежные отношения с заботливыми взрослыми.

Елена Фурдак