Сброс воды самолетами подходит для снижения интенсивности пожара, применяется для первой атаки на пламя. Таким способом огонь можно сбить – с верхового на низовой, – а затем дотушить с помощью пожарных на земле, чтобы не возникло повторного очага возгорания. «Летающие танкеры» же необходимо применять в опасных местах, на горных склонах, там, где людям работать трудно или попросту невозможно. К тому же использование самолетов – очень дорого.
На борту всегда находятся летчики-наблюдатели, показывающие места тушения. Перед головным офисом ФБУ «Авиалесоохрана», работающим с самолетами-танкерами МЧС, в подмосковном Пушкино стоит памятник лесным пожарным. Увы, время от времени люди гибнут во время тушения лесных пожаров…
За 85 лет существования организации погибли 55 парашютистов, летчиков-наблюдателей. Несколько лет назад погибли сразу восемь десантников. К ужасной трагедии привело роковое стечение обстоятельств. Руководитель принял неверное решение: уходить от наступающего пламени через ручей и подняться на скалу. Альтернативой было – прорываться через кромку огня на выгоревшую территорию. Десантники побежали через ключ по балке. И в тот момент туда, как в аэродинамическую трубу, ворвался шквал огня. Человек погибает при этом за долю секунды от ожога легких…
Для того чтобы этих трагедий не было, самое главное – подготовить квалифицированных лесных пожарных, научить молодых ребят разумно, с соблюдением требований охраны труда работать в горящем лесу. Хорошего инструктора готовят лет пять. Приступая к тушению пожара, нужно, прежде всего, выяснить и оценить степень угрозы пожара для самих работников. Определить оптимальный, наименее опасный способ тушения. От этого грамотно принятого решения зависит жизнь, здоровье и безопасность людей.
Но пока пожар не «пощупаешь», потушить его трудно. Летающие танкеры Бе-200, в свое время были специально разработаны для тушения лесов. Но как авиация без пехоты не работает на войне, так же не работает она и при тушении лесных пожаров.
В лучшие годы эта организация владела 42 аэродромами по всей стране, собственной флотилией воздушных судов. Сейчас все скромнее – нет ни одного аэродрома, и ни одного борта. Но летчики-наблюдатели по-прежнему следят за лесами с воздуха, а в случае необходимости – десантируются и тушат их. Но теперь уже – с арендованных самолетов и вертолетов.
К сожалению, на территориях, приравненных к северным, нормальных посадочных площадок становится все меньше. У всех на памяти случай, произошедший несколько лет назад, когда у Ту-154 заглох двигатель. Тогда сообщили, что летчик посадил самолет на «какой-то полузаброшенный аэродром». Так вот, это был аэродром «подскока» лесоохраны. Его содержал на голом энтузиазме Александр Семенович Морозов, в те времена – начальник Сыктывкарской авиабазы. Там был дежурный, работавший на треть ставки, и он иногда окашивал взлетно-посадочную полосу. Благодаря тому, что аэродром не забросили окончательно, было спасено столько жизней!
Но одна авиапожарная служба без наземных структур не выполнит своей задачи. Если первоначальная атака на пожар окажется не эффективной, если десантники не смогут локализовать очаг возгорания, «придержать» пожар, и огонь разгорится, – нужно тушить всеми наземными силами: лесничеств, местной администрации, МЧС, МВД и армии.
Очень важно, чтобы нашелся грамотный, прошедший обучение, опытный руководитель тушения. Попав на место, он должен провести разведку, определить наиболее опасные места, пути выхода групп пожарных в случае усиления ветра, расставить группу, предварительно проведя инструктаж, объяснив условия работы. Для этого есть федеральный резерв – это 700 человек, работающих от Благовещенска до Орехово-Зуева. Они приходят на помощь специалистам лесной охраны, работающим в субъектах Федерации (в основном это Сибирь и Дальний Восток) на постоянной основе. В 2015 г. произошло около 400 крупных пожаров, 40% из них было потушено с помощью хорошо подготовленных сотрудников.