Телемост с Дмитрием Думиком (часть 2).
Сейчас Дмитрий — основатель американского разработчика (конструктора) ботов Chatfuel http://chatfuel.com/
Если я правильно поняла, Думик обратил внимание на первые десять официальных ботов в Телеграме и решил сделать что-то вроде «магазина» ботов. Так появился Chatfuel, на базе которого создано уже более 120 тысяч ботов. Последние новости о проекте https://vc.ru/n/yandex-chatfuel
Основное по серии вопросов-ответов о ботах и перспективах их разработки.
1. Самое первое и (пока) главное преимущество ботов: их установка, которая даёт фору установке мобильных приложений. Удобно забить бота в чат мессенджера, не вводить никаких личных данных, не ожидать процесса регистрации и не страдать от долгой загрузки приложения.
2. Вопрос монетизации самый острый. В перспективах боты должны быть привязаны к карте оплаты, чтобы можно было сразу совершать платежи. Тогда на ботах можно будет хорошо зарабатывать. Думик говорил, что такая функция была бы всем очень удобной, но пока платформы, использующие ботов (Фейсбук и Телеграм) об этом ничего не говорят.
Отдельным комментарием замечу, что по этой теме есть спорный вопрос: кому пользователь доверит свои данные по карте — самому мессенджеру Телеграм или сотне ботов, которыми будет пользоваться? Как боты будут нести ответственность за сохранность личных данных? А если Телеграм эту ответственность захочет разделить (вот она, лазейка для монетизации сервиса) и брать комиссию с каждой совершенной сделки, то Телеграму придётся обзавестись огромным штатом сотрудников, которые будут следить за бухгалтерско-правовым полем.
3. Хороший пример бота тот, который помогает решать комплексные запросы. Бот отеля, где вы чекинитесь (в самом диалоге) выдаёт вам информацию, что делать дальше (экскурсии, организационные моменты заселения, сохранность денег, такси и тд).
4. Магазины для ботов работают плохо. Вывести бота в топ очень сложно. И чем больше растёт их количество, тем больше появляется скепсиса у пользователей: я хочу найти бота по бронированию билетов, а мне поиск выдаёт сотню вариантов, какой выбрать? В итоге пользователь просто уходит.
5. Неплохое направление для бота: коммуникация и дискуссии. Человеку легче отвечать на вопросы (как в боте), а не заполнять поля (как в мобильном приложении). Также можно ботом активировать нужных участников (экспертов) для обсуждения проблем, чтобы дискуссия получалась более содержательной. Когда человека приглашают к обсуждению, он подключается охотнее, чем сам принимает решение о написании комментариев.
6. При разработке бота необходимо продумывать варианты коммуникации с пользователем. Как происходит с сайтами: человек воспользовался нужной инфой и ушёл, а бот остаётся в диалоговом окне. Но постоянные напоминания о себе могут пользователя задолбать, а совсем без напоминаний о боте можно забыть.
7. Дмитрий говорил, что гораздо интереснее разрабатывать своего бота, чем делать бота для заказчика. Тема с ботами перегретая, поэтому инвестиции пока идут хорошие, но что будет дальше — никто толком не понимает.
8. Развитие должно идти в направлении голосовых и видео-ботов. Интересны комплексные запросы. Скайп вроде бы сделал что-то подобное, но таких экспериментов очень мало. Также не очень понятно, что будет с поисковыми ботами. Может консерватизм победит и «ок, гугл» будут юзать охотнее.
9. Думик похвалил тему с грантами от Павла Дурова (если вы в танке, то вот https://vk.com/wall1_963124). Надо разрабатывать крутых и клевых ботов, потому что в данном случае будет хороший медийный хайп по ним.
10. Про труд операторов. Пока заменить живых людей ботами не очень реальная перспектива. Боты могут работать как помощники, но до полной замены работы человека они ещё не доросли.
Хочется верить, что где-нибудь живёт крутой программист, который создаст бота-совершенство, настраиваемого под каждого человека отдельно. Чтобы я могла отправить ему запрос «хочу сейчас что-нибудь сладкое и вкусное», а через час приехал курьер с пончиками Krispy Kreme.