Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Что открыли после 10 лет исследований артефактов «Укокской принцессы».

Впервые мумию женщины с Укока я увидела в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока. Есть такой музей у нас в Академгородке. Он долгое время был закрытый, туда попасть можно было только с экскурсией. Я попала, благодаря подруге, которая там работала научным сотрудником.

Какое впечатление произвела на меня мумия? Сама мумия никакого, а вот ее одежда и татуировки меня потрясли.

До сих пор не понятно, кто была та женщина, могилу которой нашли на плато Укок в 1990-1995 годах, но прозвище «принцесса» за ней так и закрепилось.

Сенсацией стало то, что могила оказалась нетронутой, и до нас дошли не просто фрагменты ткани, костей, а целый костюм «принцессы», исследование которого было интереснее чем сама находка.

-2

Первые курганы с «замороженными» могилами начинают открывать еще в 1865 году в Казахстане. Эти курганы относят к культуре, получившей название Пазырык. Например, в кургане Катанда сохранился «фрак» из соболя, покрытого китайским шелком. Для археологии это большая редкость, потому что археологи имеют дело с нетленными предметами.

Так же были найдены фрагменты одежды в 30-60х годах в Горном Алтае. Открытые курганы на Алтае так же относят к пазырыкской культуре. Но могилы уже были разграблены, и остатки тканей были незначительными, хотя даже по ним удалось воспроизвести костюм кочевников, живших в горных долинах Алтая.

кусочки тканей пазырыкской культуры
кусочки тканей пазырыкской культуры

К открытию двух могил на плато Укок, изучение культуры Пазырык насчитывало уже более 130 лет. Но еще раз повторюсь, находили лишь фрагменты тканей, а тут мумии были полностью одеты в одежду своей эпохи.

-4

Чтобы изучить эти костюмы потребовалось десять лет!

И открытия оказались сенсационнее, чем сами находки артефактов в могильнике.

Почти во всех традиционных культурах есть особое отношение к одежде, считается что вся одежда, которую носит человек, несет в себе часть его личности как в этой жизни, так и в загробной. Не только тело является вместилищем души, но и его костюм.

До сих пор сохраняются суеверия, что человеку можно навредить через кусочек его одежды.

То есть изучая старинный костюм, ученые фактически изучают вещи, которые несут «души» своих владельцев, к тому же одежда несет с собой колорит культуры и дух того времени.

Что можно узнать по костюму далекой эпохи о том времени, когда он жил?

Технические достижения, географические открытия, природные ресурсы, культурные связи, ценности, предпочтения и предрассудки.

Например, пазырыкская культура приправлена ароматом конопли, кориандра и зизифоры. Семена конопли были обнаружены почти во всех курганах, как на камнях, так и в бронзовых сосудах. Это говорит о том, что пазырыкцы вдыхали пары горящей конопли, которые по-видимому производила легкий наркотический эффект.

-5

Этот обряд описывает еще Геродот. Он писал, что у скифов была традиция «бани», когда семена конопли размещали на раскаленных камнях в юрте. Пар от семян был такой сильный, что ни одна эллинистическая баня не могла сравниться с этой «баней».

Но такая привычка могла быть фатальной, когда семена раскалялись внутри бронзового сосуда. Потому что постепенно люди отравлялись соединениями меди.

Семена конопли были найдены и в изголовье алтайской принцессы. Медицинские исследования показали, что женщина была больна раком. Вдыхала ли она коноплю, чтобы облегчить боли, или она была шаманкой сейчас трудно понять.

Может болезнь как раз и была шаманским даром. Многие шаманы приходили к своим способностям через болезни, и не только психические, но и физические тоже. Можно предположить, что именно развивающаяся болезнь лежала у истоков призвания «женщины с Укока», ограничивая ее физические возможности, но расширяя способности к внутреннему сосредоточению и медитации.

Соплеменники больную женщину не бросали, более того за ней ухаживали и похоронили с большими почестями. Значит она имела особый статус или была полезна тому племени, в котором она жила.

Молодая женщина примерно 28-30 лет была похоронена на плато Укок скорее всего в один год с молодым человеком лет 25, но в разных могилах. Их сопровождали лошади, погребальный инвентарь и одежда.

Какие же открытия принесли нам эти находки?

Благодаря этим находкам стало очевидно, что мужской костюм был костюмом евразийского всадника и включал в себя брюки. Сейчас в этом нет ничего удивительного, мы привыкли, что брюки – это мужская одежда. Но надо понимать, что брюки были неприемлемы для многих цивилизованных культур. Ни греки, ни римляне брюк не носили. Не носили и китайцы.

Брюки считались «варварской» одеждой. Китайцы серьезно начинают обсуждать брюки и вводить в свою одежду, когда борьба с кочевниками с севера начала угрожать Поднебесной империи. Первый кто ввел одежду кочевников в Китае был правитель Чжао.

Улин Вану пришлось выступать в суде среди ученых, которые обвиняли его в том, что он не соблюдает старые доктрины. Ему пришлось доказать, что невозможно достичь прогресса если только следовать древним традициям. Суд он выиграл и одел своих людей в одежды в стиле Ху.

Костюм конного воина распространился вплоть до Южного Китая и дальше до Индокитая.

В чем же отличие мужского пазырыкского костюма от костюма других конных воинов?

Брюки были не кожаными, а войлочными. То есть пазырыкский воин был одет в штаны из грубой шерстяной ткани из овечьей шерсти, смешанной с верблюжьей. Фасон брюк был очень простой и покрашен в КРАСНЫЙ цвет, для окрашивания использовался корень марены. Марена – это южное растение.

-6

Брюки сужались к низу и их заправляли в войлочные сапоги-чулки обычно белого цвета, которые были выше колен. Подпоясывались брюки шнурком из шерсти.

Сверху мужчины носили короткий полушубок из хорошо выделенной мягкой овечьей шкуры. Причем мехом внутрь, а снаружи шкуру украшали разными элементами. Полушубок не имел застежек и фиксировался на талии кожаными ремнями, у которых были деревянные пряжки. Ремней было два на один подвешивался лук, на другой боевой топор. И эта традиция очень похожа на изображения в Персеполе персидских воинов.

-7

То есть пазырыкский воин был одет как ираноязычные племена Средней Азии.

У меховой куртки были длинные рукава, которые затягивались шнурком. По всей видимости они служили и вместо карманов. Так как в курганах никогда не было найдено перчаток или рукавиц, предполагают, что длинный рукав мог служить и вместо рукавиц для согревания.

В теплое время куртку сбрасывали, обнажая голый торс с татуировкой. Нижнее белье под меховой курткой не носили. Такой способ ношения одежды был свойственен и тибетцам, и монголам. Кроме того, воин носил войлочный шлем с высокой верхушкой. Чтобы шлем стоял вставляли деревянный каркас. Подобные шлемы есть и на персидских воинах -саках, изображенных в Персеполе.

-8

Подобные головные уборы описывал Геродот: «саки носили высокие войлочные шляпы с острым концом стоявшие прямо вверх». Но впервые такие шапки были найдены именно на плато Укок. Войлочные шлемы были распространены у многих народов, пазырыкские отличались тем, что их украшали фантастические звери из золотой фольги.

Мужчина из Укока имел светлые рыжеватые волосы, спереди коротко подстрижены, а сзади заплетенные волосы в две косы, закинутые на плечи. На шее у него был деревянный амулет, в виде головы леопарда покрытый золотой фольгой.

-9

У женщин был более сложный и интересный костюм. Женщины носили широкую шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтальных частей красной ткани, разного оттенка. Было ли это специально не понятно, ведь тканm красилась вручную. И нельзя было достигнуть одного и того же цвета. Широкие юбки из трех частей очень характерны для Малой Азии.

-10

Юбка была также подпоясана шнурком. По всей видимости шнурок имел как магическое значение, мог быть талисманом, но мог нести и практическое значение, на нем завязывались узелки для подсчета необходимых вещей.

Рубашка женщины с Укока была сшита из смеси дикого шелка (тусса) не китайского происхождения и хлопка. По-видимому, ткань привозилась из Индии. Еще до того, как китайцы научились искусственно выращивать червей шелкопряда пять тысяч лет назад, в других регионах, например, в Индии в Ассами шелк делали из дикого тусса. Индия всегда славилась своими муслиновыми тканями.

Ткань была у женщины дорогой для того времени, это опять говорит о ее особом положении в племени, ведь обычные рубашки были из грубого хлопка, и шаманки не одевались богато. Скорее всего у нее был особый статус.

Самое удивительное, что крой рубашки и ее декорирование было у всех народов почти одинаковое. Ворот рубашки был декорирован кружевом.

Женские шубы того времени были богато декорированы лоскутками меха, фигурками животных, кожаной аппликацией. Женщины, как и мужчины носили длинные сапоги-чулки из белого войлока украшенные аппликацией.

А вот головной убор укокской «принцессы» стал сенсацией. Оказывается, наездницы брили голову на лысо и носили «парики».

-11

Но мы ведь уже знаем, что женщина болела раком, может этот парик был сделан специально для нее.

Каркас парика представлял собой фетровую шляпу с приклеенными волосами и пластичной массой для объёма. Массу делали из жира, смешанного с глиной. Формообразующее вещество получали путем пиролиза при температуре 450 градусов по Цельсию, потом охлаждали и использовали, например, в париках, наносили на фетровую шляпу, которая была одета на деревянную форму - полной копии владелицы парика, а уже потом приклеивали сверху волосы.

Головной убор был самым сложным и значимым элементом костюма. По-видимому, носил еще и элемент оберега, потому что в парик добавлялись сгоревшие зерна. Ученые предполагают, что эти зерна были предназначены богам или духам, вместо живого жертвоприношения.

Деревянная болванка и на нее натягивался фетр.
Деревянная болванка и на нее натягивался фетр.

На макушке волосы туго связывались шнурком и заворачивались в красный фетр, куда вставлялась шпилька, украшенная фигуркой, в данном случае оленем. Олень был покрыт золотой фольгой. Парик завершала длинная (около 70 см) деревянная палка, покрытая фетром и украшенная 15 деревянными птичками с кожаными крыльями и лапками, которые как в матрешке вниз уменьшались в размерах. Ученые предполагают, что это были лебеди.

Вполне возможно, что головной убор был не повседневный, а именно ритуальный или статусный. Поэтому женщину и прозвали принцессой. Личные украшения женщины были золотые серьги, деревянное ожерелье, покрытое золотом и украшенное крылатыми снежными барсами. У женщины был кожаный мешочек, где лежало бронзовое зеркало и стеклянные бусы.

Самое интересное у женщины был мешочек с синей краской, которую она видимо использовала как косметику. Она могла ею подводить глаза. В древности косметикой пользовались как женщины, так и мужчины. Многие мужчины обводили глаза и красили щеки.

Например, в Древнем Египте широко использовалась косметика. Но краска могла иметь и сакральное значение.

Кроме того, тела пазырыкцев представляют собой единственное материальное свидетельство древних татуировок. Многие мумии из Великих курганов были покрыты татуировкой с головы до ног, но на мумии мужчины с плато Укок было всего одно изображение, красивое с необычным дизайном, изображен олень-грифон-дикий козел в одной композиции.

-13

Татуировка носила сакральный характер, кожа считалась второй одеждой. У древних индо- иранцев кожа была бездной - переходом в другой мир, дверью между двумя мирами.

Татуировки на женщине изображали как реальных животных, живших на Алтае, так животных из других регионов.

Исследования одежды, и татуировок показали, что пазырыкская культура была связана не только с Горным Алтаем. Ведь одежда была соткана из шерсти, и была непрактичной для такого региона, где в основном тайга. Она легко рвалась и ее постоянно латали и штопали. Это видно и на одежде пазырыкских мумий. Брюки мужчины имели множественные заплатки.

Люди, жившие в горах Алтая, не имели развитых ткацких станков для производства этих тканей. Ткани и другие вещи пазырыкцы использовали с самых дальних регионов и это удивительно! Хотя точно откуда были ткани до сих пор не выяснено!

Была проведена экспертиза красителей и они оказались из разных мест. Это могли быть: Армянское нагорье, Средиземноморье и Иран. Ткани могли быть с Индии и Китая.

То есть в древности караваны собирали ткани в одном месте, а окрашивали в другом, а рубахи могли шить в третьем. Трудно даже себе такое представить!

Пять тысяч лет назад не было журнал мод с лекалами, а все рубахи сшиты почти по одной модели.

Рубашки, найденные в Пальмире, походят на рубашки пазырыкской культуры.

Пазырыкский костюм очень близок к иранскому, то есть персидскому. Длинные красные брюки, такие же рубашки как находят в Царских курганах, высокие шлемы.

А вот женский костюм близок к критскому, шумерскому и был по-видимому распространен во всей Малой Азии. Но особенно близок к археологическим памятникам оазисов Синьзяна. Женщины племени йиджу, проживающие на юге Китая до сих пор носят длинные широкие и шерстяные юбки очень похожие на пазырыкские.

Поэтому пазырыкцы могли быть выходцами из Такла-Маканской пустыни. И постепенно мигрировали в Бактрию и часть племен ушла на Алтай.

Возможно через несколько лет новые технологии позволят нам открыть новые тайны Укокской «принцессы».