Устроился я работать в АТП, было это в начале 2000-х годов. Дали мне КамАЗ-5410, наверное, мой ровесник. А полуприцеп уж точно старше меня будет. Техника хоть и старенькая, но на ходу, мужик который до меня на этом КамАЗе работал, по рейсам на нём ходил.
Возили мы в основном с завода "Электротяжмаш-Привод" на Север электромоторы и запчасти к ним. Тюмень, Тобольск, Нижневартовск, Стрежевой, Лангепас.
Грузили нас хорошо, в среднем таскали по 18-20 тонн, а бывало и больше. КамАЗику в его престарелом возрасте тяжеловато приходилось.
Ну я то молодой был, но от этого не легче. Автономок у нас не было, начальство как-то не волновал сей факт: «хочешь сам покупай, у нас денег на запчасти, резину и ГСМ не хватает! А вам «автономки» подавай!"
Так что дизель зимой, в рейсе я почти и не глушил.
Резина на КамАЗе была… короче не туда, не в красную армию не гожа. Я уже все углы на базе облазил, в поисках хотя бы какого-то более мене живого колеса.
А от механика только и слышу: «ну нет колёс, и денег на них мало в конторе выдают. Ты уж придумай что-нибудь сам».
Я, да и не только я, уже весь хлам по базе подобрали! За рейс штук пять колёс сделать, так это как за здрасьте вам.
Подхожу как-то к механику:
-Ну сколько можно так работать?! Сил нет никаких, на таких колёсах в рейс ходить!
-Решим, конечно, но не всё так просто, ты давай езжай на «Привод» срочный заказ у них, а приедешь с рейса, что-нибудь я тебе выкрою.
-Если я приеду, на такой-то резине.
-А ты потихонечку, не торопясь, резко не тормози и не буксуй…
-Сядь и сам попробуй, а я посмотрю, как у тебя это получится.
-Нашёл чем меня напугать. –Улыбнулся механик. –Да я… если надо тебя ещё научу, как работать надо. Всё езжай, заказчик ждёт…
Вернулся я с рейса только на наружных колёсах, остальные «внутряки» все в кузове лежат, у некоторых уже корд полез, а одно уже и после «выстрела».
Захожу в кабинет к механику:
-Ну здравствуй, иди посмотри на чём я приехал.
-А что мне смотреть, расстрелялся» наверное.
-Да, давай резину, мне восемь колёс надо, как минимум.
-Ты мне здесь условия не ставь, по базе пройдись, в «клетке» посмотри, может там, что подберёшь, а я подумаю пока.
-Ну думай.
Подошёл я к КамАЗу, и такая меня злость взяла! Я что лично для себя прошу?! К директору идти, так это без толку, тот последние дни до пенсии дорабатывал, ему всё побоку.
Задомкратил я полуприцеп, снял колёса. Тоже самое с задней «тележкой» тягача проделал. Стоит мой КамАЗ на козелках и чурках вместо колёс.
А кабинет механика находился в боксе, я ему и стал туда весь этот утиль закатывать, который раньше покрышками был.
Механик пришёл.
-Это что?!
-А это наглядное пособие, чтобы вы, товарищ механик, увидели и не забыли, что моя машина без колёс стоит.
-Убирай свои колёса из кабинета.
-Нет. –И пошёл к КамАЗу, работы с ним и так хватает.
Стал ступицы снимать, один, второй… раздавленные подшипники, вот и перегруз боком вылез.
Под конец рабочего дня выдал мне механик резину. Целых… одну покрышку с камерой! Собрал я его и повесил как запаску.
Утром механик подходит:
-Когда в рейс будешь готов?
-А как резину получу, так и буду готов.
-Так я тебе дал новое колесо!
-Одно! Я что клоун в цирке, на одном колесе ездить?! Мне ещё семь надо! И два ступичных подшипника, а лучше четыре.
Развернулся он, и молча ушёл, я дальше машиной занимаюсь…
А в пятницу после обеда подъехал он на «хозяйке» к моему КамАЗу, и молча, сам, из кузова семь новых колёс скинул.
-На, и распишись, что резину получил, в понедельник, чтобы был готов в рейс выйти.
И ведь специально так подгадал, что бы я до ночи вкалывал, да ещё и выходные прихватил! Вот же гад!
Но я не гордый собрал всё, машину приготовил, а в понедельник на Тобольск загрузился.
Сходил нормально, ни одно колесо не сделал за рейс. Но обида осталась, за то, что колёса и подшипники выпрашивать пришлось, как будто это моя личная машина. Хотя и не моя она вовсе, я лишь работаю на ней…
***
Но как бы там не было, а наступили плохие времена для этого, с позволения сказать, механика.
На день шофёра ему кто-то личико попортил. Да и с каждым днём ему всё больше мужики прямо в глаза говорили: «уйди по хорошему, проблемы у тебя будут и не малые!»
А тому всё по фиг. Как же он от такой кормушки уйдёт: экономил на всём: колёса, запчасти, тосол, смазка...
А когда ему предъявляли за эту экономию, ответ был один: «Ты только о себе думаешь, а я обо всех, вот и крою, чтобы всем хоть что-то, а досталось!
Только экономия и крой этот у него в кармане оседали!
Вскорости старый директор на пенсию ушёл, пришёл новый, и стал во всё вникать, что в АТП твориться, а особенно его удивила большая текучка среди шофёров.
Мужики ему и высказали, что главная проблема, это механик с его экономией.
Директор выслушал, и снял того с должности. Механик попросил его не увольнять, а в шофёры перевести.
Перевели, дали КамАЗ старенький. Проработал он на нём пару недель, да и сам уволился. На КамАЗе работать надо, а не «экономить»!
А АТП, как ни старался новый директор, а всё равно развалилось, ну эта уже совсем другая история…
Если у вас друзья есть что добавить, или вы хотите обсудить рассказ, то милости прошу в раздел "комментировать".
Рассказ Григория Гусарова в обработке автора канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо.
Благодарность (добровольная) автору за его труд:
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и общедоступных источников источников