Найти тему

Органы по сертификации vs продавцов сертификатов

О неравной борьбе добросовестных органов по сертификации с мошенниками, продающими сертификаты. Автор: Сергей Скворцов — Руководитель Единой службы стратегического развития ОП ИСО-Центр.
О неравной борьбе добросовестных органов по сертификации с мошенниками, продающими сертификаты. Автор: Сергей Скворцов — Руководитель Единой службы стратегического развития ОП ИСО-Центр.

Рассмотрим затянувшееся противостояние органов по сертификации и "продавцов бумаги" на примере наиболее востребованного стандарта - ISO 9001.

Для начала давайте разберемся с основными причинами самого желания компаний получить сертификат ISO 9001. Т.е. речь именно о документе, а не о системе управления (менеджмента).

Краткая справка

Сертификат ISO 9001 — документ, официально подтверждающий соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001).

Основных причин две:

  1. Особенности законодательства в области закупок, требующие от исполнителя наличия сертификата ISO 9001.
  2. Желание сотрудничать с крупными компаниями, требующими от партнеров наличия сертифицированной СМК.

Этим активно пользуются "продавцы бумаги" с надписью "сертификат". Их основное "конкурентное преимущество" — цена. Она начинается от совершенно смехотворных 4000 рублей, так как никакой услуги они не производят, а просто распечатывают "липовый" сертификат. Соответственно, им не нужны и специалисты, чей труд стоит денег.

И число продавцов сертификатов, к сожалению, постоянно растет.

В результате усиливается "конкурентная" борьба между органами по сертификации и продавцами сертификатов. И борьба эта весьма не проста, учитывая, что стоимость реальной услуги отличается от мошеннической на порядок. А ведь реальной сертификации предшествует еще и внедрение системы менеджмента (иначе и сертифицировать будет нечего).

В итоге, добросовестным органам по сертификации приходится разъяснять заявителям возможности такого инструмента, как система менеджмента качества. Что само по себе абсурдно, ведь в орган по сертификации, по идее, должны обращаться те, кто уже на деле ощутил эффективность этого инструмента.

Помимо преимуществ внедренной СМК, приходится объяснять и чем грозит компании покупка "липового" сертификата.

"Продавцы бумаги" часто используют ложные аргументы. Например, пугают тем, что СМК существенно увеличивает объем документов.

Почему это не так читайте в нашей статье "СМК, ISO 9001 и ошибки документирования".

Помимо прочего, в последнее время, образовался парадокс, при котором именно "продавцы бумаги" чаще имеют аттестат аккредитации ФСА.

При этом, среди добросовестных органов по сертификации это довольно редкое явление. Хотя некоторые ОС и применяют такой аттестат в качестве дополнительного маркетингового инструмента.

Краткая справка

ФСА — Федеральная служба аккредитации (Росаккредитация).

На этом "продавцы бумаги" тоже играют, вводя заявителей в заблуждение, относительно своей легитимности.

Почему и как получается, что аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой аккредитации, не гарантирует добросовестность и легитимность органа по сертификации читайте в нашей статье "Аттестат мошенника государственного образца".

Так как "продавцы бумаги" не ограничивают себя никакими рамками, они имеют возможность использовать массу ложных аргументов и иных незаконных возможностей для привлечения своих жертв.

Причем жертвы, увы, бывают и вполне добровольные это компании, которые не задумываются о негативных последствиях, которыми грозит их бизнесу покупка сертификата у таких мошенников.

В завершение следует отметить, что без грамотных законодательных изменений эту борьбу не выиграть, т.к. на данный момент и техническое регулирование, и связанные с ним законы, имеют очень много лазеек для мошенников.

Подписывайтесь на Стандарты & Менеджмент и читайте нас там, где вам удобно:
На Яндекс.Дзен
На Яндек.Кью
Вконтакте
В Телеграм

Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд более эффективным.