Извинения..
В прошлой части мы с Вами выяснили безосновательность утверждении по которым курды-заза, якобы, не являются частью курдского народа. В этой части публикации мы рассмотрим некоторые аспекты народно-освободительного движения курдов Турции, во главе которых находились курды-заза, а также специфику и цели турецкой политики и действии по отношению к курдскому вопросу в те годы и сейчас. Пару дней назад мы изучили языковые аспекты, генетические исследования, доказывающие единство курдского народа, но мною не были затронуты другие важные аспекты касающиеся темы курдов-заза: их собственного отношения к вопросу самоопределения.
И поэтому на мой взгляд важнее всего то, что сами курды-заза считают себя частью курдского народа, а родину свою называют Курдистаном. Так почему же псевдоученые не слышат людей о которых о них делают заказные политизированные выводы. Кроме этого свою приверженность к курдскому народу и Курдистану, курды-заза доказывали кровью и слезами пролитыми во имя борьбы за права своего огромного и многострадального народа.
Трагедию "Дерсима" без слез не может вспомнить ни один курд, где бы он не находился- это незаживающая рана на теле всего народа. Прочтите про эти события прошу, Вы многое для себя поймете. А мне, со своей стороны, надо написать на эту тему публикацию. Но вот один фрагмент из этой истории хочу описать Вам здесь: Восстание было спровоцировано вступившими в силу националистическими законами в Турции, где слова “курд”, “Курдистан” и курдский язык так таковой- полностью запрещены к использованию. Предводителем восстания был великий курд-заза Сайд Риза. Восстание было со свойственной животной жестокостью кемалистов подавлено. 10 ноября 1937 года состоялась казнь борца за права своего народа и предводителя восстания- легендарного Сайда Ризы и его сына. И вот перед казнью его спросили о последнем желании, он попросил, чтобы его казнили раньше сына. В этой просьбе ему было отказано: даже в этом фашистской кемалистской власти Турции надо было показать свои звериный оскал. Однако сын, которого вели к виселице выкрикнул своему отцу: "Отец, да здравствует Курдский народ!".
А после народный герой Курдистана произнес свои последние слова: "Мне 75 лет. Я сейчас буду казнён и лягу в один ряд с жертвами борьбы за Курдистан! Дерсим побеждён, но курды и Курдистан будут жить, курдская молодёжь отомстит! Позор и презрение тиранам"
А вот, что было дальше со слов очевидца тех, событий:
"Старик быстро подошел к виселице и оттолкнул палача. Он обернул веревку вокруг шеи и ударил ногой по стулу, казнив себя."
Как можно после такого, рассуждать об этнической принадлежности курдов-заза! Таких героев как Сайд Риза были тысячи и тысячи, и многие из них заплатили самое ценное за права и свободу своего народа- они отдали жизнь. Моё мнение, курды-заза- это совесть и честь курдского народа! Сегодня ещё один курд-заза, неутомимый борец за свободу курдов, находится в тюрьме, и даже оттуда продолжает отстаивая права своего народа- это Салахаддин Демирташ. Многие в сегодняшней Турции и поверьте не только курды, но и просвещённые турки, называют его “совестью современной Турции”.
Но тут надо признать, что нынешний президент Турции Р.Т.Эрдоган признал вину государства за геноцид курдов в Дерсиме(по оценкам Турции жертвами стали 13000 курдов, по оценкам независимых экспертов и очевидцев трагедии, более 70000 курдов). Приводим слова Эрдогана:
“Кто должен извиняться – я или вы [Киличдароглу]? Если должно быть извинение от имени государства и, если есть такая возможность, я могу это сделать, и я извиняюсь. Но если есть кто-то, кто должен извиниться от имени НРП, это вы, а вы из Дерсима. Вы говорили, что вы чувствуете себя частью дерсимцев. Теперь сохраните вашу честь”
Все таки выдающийся политик Эрдоган- это надо просто признать! Но сейчас продолжим разбор извинении:
“Дерсим является одним из самых трагических событий в новейшей истории. Это бедствие, которое следует исследовать с мужеством. Сторона, которая должна отвечать за этот инцидент - не правящая Партия справедливости и развития. Это НРП виновна в этой кровавой катастрофе, и именно она и ее председатель из Тунджели должны ответить за нее..”
Далее президент на встрече с однопартийцами открывает секретные материалы, где он акцентирует внимания на том, что вся трагедия Дерсима была санкционирована Исметом Иненю(второй президент Турции, на момент трагедии премьер-министр), на которых стоят якобы его подпись.
Недооценивать извинения государства перед курдами было бы преступлением, поэтому я их только приветствую, но.. Но важно отметить политические нюансы, которые конечно же в случае с Эрдоганом всегда есть.
По порядку:
- Извинения накануне выборов. Это обеспечило власть Эрдогану на годы вперед, ведь курды сразу же поддержали лидера, который признал вину перед ними и протянул им “оливковую ветвь”. Злая ирония в том, что позже он так назовет незаконную операцию против курдов Сирии.
- Вы наверное заметили к кому апеллирует Эрдоган в своих пламенных речах. К Кемалю Калычдароглу. Да, да- это курд-заза, который всегда осуждал "Дерсимскую резню", но признать её никак не мог, так как возглавляет кемалисткую(республиканскую) партию Турции. Вы, наверное, удивитесь узнав, что львиная доля государственного аппарата Турции к этническим туркам(огузам) не имеет никакого отношения. За примерами далеко ходить не будем: встреча Эрдогана с Трампом в США, где на обвинения в притеснении курдов, он умело апеллировал тем, что привез с собой этнических курдов, которых он не без удовольствия представил. Ими были министры иностранных дел, внутренних дел, глава разведки Турции и многие другие. И если Вы подумали, что глава этой представительной курдской делегации Р.Т.Эрдоган турок- должен Вас разочаровать. Эрдоган политик не турецкого происхождения. Он лаз(субэтнос грузин), но он крайне не любит этот вопрос, предпочитая уклоняться от ответа, посредством религиозно-философских размышлении. Однако, Эрдоган никогда публично не опровергал своей национальной принадлежности. Напрашивается вопрос: где турки?- конечно, риторический. То есть когда это необходимо, вопрос о принадлежности к курдскому этносу всячески подчеркивается: надо это редко, зато когда надо- тут можно всем “выйти из тени”
- Далее Эрдоган выполнил свои любимый прием: в бедах курдов виноваты сами курды(от части, к сожалению, с ним согласен). А вот, как он это сделал.. Он упрекнул Калычдароглу в том, что он праздновал день рождение Исмета Иненю, который и устроил геноцид курдов-заза в Тунджели( Дерсим был срочно переименован после резни в город Тунджели, как говорится: “с глаз долой из сердца вон”). Справка: Вообще в Турции было несколько президентов курдов, один из самых ярких Тургут Озал, который был виноват в двух вещах: в экономическом чуде Турции, ведь именно при нем экономика Турции зашагала к светлому будущему семимильными шагами, ну и второе, он хотел облегчить участь курдского народа, дав ему право говорить и учится на своем языке, и вдобавок стал развивать юго-восток Турции(Курдистан), что остановило бы процесс ассимиляции. А дальше Тургут Озал умирает, при очень странных обстоятельствах, по мнению многих исследователей- был отравлен. Этим и закончилось правление Т.Озала. Так вот, его за курда признавать никто в Турции не собирается. Но есть исключение И.Иненю. здесь все круги в Турции признают в нём курда. Зайдите в Википедию- посмотрите биографии президентов Турции и Вы убедитесь в том, что национальная принадлежность практически нигде не указывается- конечно же, за исключением Исмета Иненю. Объясняю зачем. Эрдоган сделал “ход конем”: он обращается к курду-заза(Калычдароглу), упрекая его в праздновании дня рождения другого курда- Исмета Иненю, повинного в геноциде своего же народа. Ну разве не гениально?!?
Но вот незадача: даты не сходятся. Резня учиненная турецкими властями в Дерсиме произошла с 1936 по сентябрь 1938 год. она проходила в три этапе, где кульминацией было использование авиационных бомб с отравляющими газами(одним из бомбардировщиков была первая турецкая женщина-пилот, по совместительству дочка I президента Турции М.К. Ататюрка- Сабиха Гёкчен).
Наверняка, в те времена, где то в Германии, кто-то этим уже вдохновлялся.
Так вот, до чудесным образом открывшихся секретных документов о “Дерсимкой резне”, всем было известно, что Исмет Иненю самоустранился от карательных военных операций, связанных с восстанием курдов. Из трёх примьерств Исмета Иненю, первые два пришлись на два крупных восстания курдов-заза: первое от 1925 года во главе с лидером курдов шейхом Саидом Пирани, а второе пришлось на 1936-1938 года, во главе с легендарным Саидом Ризой из Дерсима. В обоих случаях Исмет Инёню самоотстраняется, т.е. уходит с поста, а на его место приходят другие националисты-однопартийцы. Чтобы по датам всё стало окончательно понятно: непосредственно вооруженное восстание курдов в Дерсиме началось в конце марта 1937 года, и тут внимание, И.Инёню уходит с должности премьер-министра Турции уже в мае 1937 года! После увольнения И.Инёню и до смерти Ататюрка в биографии Инёню “белое пятно”. По мнению современников того времени, именно тогда между соратниками: Ататюрком и Инёню возникают первые серьезные разногласия, но перечить первому, становится смертельно опасным. Ататюрк уже стал неприкасаемым- “ турецким Лениным”.
Однако, как только восстания поддавляют, со всей свойственной фашистам жестокостью и бесчеловечностью и после смерти Ататюрка, Республиканская партия Турции призывает Инёню к руководству страной и партией. Все знали его, как талантливого военачальника, дипломата(справка: успех Лозанны- целиком и полностью заслуга И.Инёню) и экономиста. То есть после каждого посеянного националистами хаоса нужен был человек, который в очередной раз выведит страну из кризиса.
Теперь к ещё одному факту из биографии второго президента Турции, курда- Инёню, связанные с подавлением другого курдского восстания, под предводительством шейха Сайда Пирани.
И тут по версии официальной историографии, 4 марта 1925 года в г.Диарбакире начинают работать, так называемые "трибуналы независимости"-карательные суды оправдывающие казни и репрессии коренного курдского населения, инициатором судилища был якобы сам премьер-министр И.Инёню. Но вот опять незадача: закон за подписью премьера Инёню выходит 4 марта 1925 года, а вступает в премьерскую должность он только 6 марта. Как так? Пока не подчистили- зайдите в Википедию и убедитесь. Понимаете, как получается, по мнению авторов официальной историографии Турции: восстание подавили- схватив организаторов, а вот для проведения незаконных судилищ и истреблении курдов, необходимо срочно привлечь к делу курда Инёню. Вот и начинается подгонка дат. Ниже, мы приведём Вам ещё один факт по которому И.Инёню не мог принимать участия в подавлении восстания шейха Сайда Пирани. Так что, поверьте все эти ухищрения нужны только для того, чтобы показать курдам,что есть такие курды как Инёню-"правильные", которые во благо Турции наказывают "неправильных".
Необходимо сказать и о том, что Иненю так и не сможет кардинально изменить политику Турции в отношении востока страны- будет уже поздно- любое противоречие политики тюркизации и экономической модели Ататюрка, грозило военным госпереворотом и последующей казнью любого кто на это смог бы решится. История Тургута Озала, тому подтверждение. Так что, непосредственно приказы, во время трагедии курдов Турции- отдавал, уже больной, но все ещё руководящий страной М.К. Ататюрк(вот пишу Ата-Тюрк и каждый раз вспоминаю, что он албанец. Эта справка для тех кто не знал). Есть даже фото, как Ататюрк обходит позиции турецкой армии в Дерсиме, но ни одной фотокароточки с Исметом Иненю в тех же окопах. Умрет К.М. Ататюрк в ноябре 1938 года(восстание будет полностью подавлено к сентябрю 1938 года), успев уничтожить ещё более 70000 курдов, и воспитать приемную дочь-лётчицу, которая несмотря на свои юные годы, уже примет деятельное участие в геноциде курдского населения. Буквально сразу после смерти Ататюрка к власти приходит Инёню. И как Вы думаете, что он делает: он на все руководящие должности страны назначает непримиримых оппонентов Ататюрка. Разве так поступает человек полностью разделяющий идеи и ценности “шефа”? Но вскоре кемалисты-националисты возьмут вверх- их поддержат европейские державы- приближалась трагедия Второй Мировой войны.
4. СПРАВКА. И.Инёню также не принимал участие в подавлении курдского восстания от 1925 году, во время которого другой великий курд-заза, видный религиозный деятель и ученый, шейх Сайд- возглавил его. Он руководствовался тем, что хотел вернуть, точнее реанимировать Османскую империю, где по его убеждению было настоящее курдско-турецкое братство и равенство; где курды не были повержены в правах и принимали в жизни государства непосредственное участие. Восстание было действительно грозным, но турецкие власти в свойственной им “дипломатической” манере, пригласили Шейха и его сторонников за стол переговоров, арестовали и казнили. А после уничтожили тысячи и тысячи курдов- без суда и следствия. А далее: депортации, унижения, репрессии, убийство и прочие..
И тут тоже надо обратить внимание на то кем был шейх Сейд- был шейхом очень распространенного среди курдов Анатолии, Накшибандийского тариката. То есть его религиозные заключения, считались инструкцией к действию для всех его учеников. В 2010 году турецкая газета “Arsam” проводит масштабное исследование документов и свидетельств того времени и вот, что они выяснили: Исмет Инёню состоял в обители дервишей Озбеклер- это обитель суфийского ордена Накшибанди во главе которого и состоял курд шейх Сейд. Эта религиозная организация действует в Турции до сих пор.
Но вот возникает целый ряд вопросов: Как Вы думаете современники Исмета Инёню, в том числе М.К. Ататюрк, знали об этой части его биографии? Давайте сразу ответим- ДА! Допустили бы к подавлению восстания и суду над организаторами, человека-последователя той же религиозной суфийской школы, что и обвиняемые(даже без учёта его национальной принадлежности)? Ответим вместе- НЕТ!
И ещё пара вопросов, но ответы на которые обречены повиснуть в воздухе: шейх Сайд был курдским националистом, но хотел вернуться к порядкам Османской империи, путем её полного возрождения. Ни о каком Курдистане речи не вел. Получается он то, как раз и должен был бы быть для Эрдогана личностью героической- мучеником. Так чего же хотели и хотят от курдов власти Турции? Не от президента ли Эрдогана, через слово мы слышим Османы и “Туран”? Разве так поступают с патриотами, которые хотят былого величия? Зачем было запрещать лояльным жителям страны говорить на своём родном языке, придерживаться своих древних традиции, издавать свои книги и газеты? Вот у меня есть предположения: отвергать все курдское ни смотря ни на что, так как всё курдское вселяет в них страх- страх людей, знающих за кем правда! А как иначе всё это объяснить- не знаю..
5. Во всей этой истории Исмет Иненю выбран не случайно. Ведь, по версии Р.П. Эрдогана, курд-курмандж отдаёт приказы по уничтожению курдов-заза в Дерсиме. Так президент пытается ненавязчиво вбить клин между представителями одного народа! Разделяй и властвуй- ничего нового. Главное, чтобы курды это отчётливо понимали..
6. Ещё один факт об И. Инёню: он был “левый”- коммунист и социалист до мозга костей. Ему были близки экономические модели “пятилетки”, развитие которых он наблюдал в СССР и хотел видеть в Турции. Вот его социалистические наклонности и выдают в нём курда- это точно. Он же был за многопартийность в новой республике, что многими исследователями трактуется, как попытка отойти от националистических идеи. Вот не укладывается в голове здорового человека идей коммунизма и дикого национализма, которым страдали большинство других его однопартийцев. В принципе за это все[социалистическое] его и отстранят от должности по прошествии 15 лет. Ну а дальше будет вторая мировая, где Турция окончательно отвернется от СССР: сначала выбрав путь не дружественного нейтралитета, а после примкнет к Западному альянсу. Но это другая история..
Вы не подумайте, у меня нет цели обелить этого “курда”, ведь чтобы не происходило с курдами- происходило с его молчаливого согласия и полной покорности. С такими курдами-врагов не надо! Инёню, да и все последующие президенты Турции- это “винтики” в огромной антикурдской националистической машине, постоянно заправляемой антигуманными и бесчеловечными идеями Ататюрка и его преданных последователей. Судьба “винтиков”, желавших заменить “топливо” в этой машине- это участь свергнутых военной элитой или смерть при очень странных обстоятельствах. И то и другое в истории современной Турции- не редкость. Вспомните последнюю попытку 2016 года.
7. Вывод: Безусловно, инициатором и идейным лидером геноцида и этноцида курдского населения Турции, насильственной тюркизации и депортации был М.К.Ататюрк. Но трогать сакральную персону Ататюрка в Турции сродни полному политическому банкротству и проигрышу во всех аспектах. Что конечно же понимает политик такого уровня, как Р.Т Эрдоган. А вот указать курдам на то, что это все делалось их же руками- всегда срабатывает. Надеюсь я понятно изъясняюсь.
И в оконцовке своего анализа высказывании президента Р.Т. Эрдогана, хочу привести ещё одну его короткую, но примечательную цитату:
"Без Ахмада Хани, без Саида Нурси духовность Турции потерпит урон". Реджеп Тайип Эрдоган – президент Турции.
Каждый раз, читая цитаты этого человека, возникает диссонанс, в голове появляются чувства неприятия и сомнения в адекватности суждении турецкой элиты.
Начнём разбор цитаты по каждой её составляющей части:
Ахмад Хани- великий курдский поэт, писатель, философ и мыслитель, родившийся в Северном Курдистане, в городе Хаккари. Творивший в XVII и XVIII веках. Его произведения являются классикой не только курдской литературы, но и всего Ближнего Востока и Мира. А его нетленное произведение “Мам и Зин”- венец его карьеры и одна из жемчужин мировой литературы. И ещё один факт о котором не любят вспоминать в Турции: Ахмад Хани- “отец” курдского национализма. Его опечалила и возмутила участь курдского народа, после того как Курдистан был разделен между Персией и Османской империей, а приграничные территории этих держав, где большинством населения были курды- была выжжена и обезлюдела. Он объяснял покорение курдов Османами и Сефевидами, оккупацию Курдистана, тем что, как он утверждал, всё это стало реальностью из-за отсутствия курдского монарха, который мог бы управлять Курдистаном.
А дальше великий Ахмад Хани, следующим образом характеризовал правителей империи(Османов и Сефевидов), разделивший Курдистан и его народ : “Такой правитель мог бы освободить курдов от «мерзких»”. Кроме того, в то время, как все умы того времени старались писать свои произведения на арабском или персидском языках- он принципиально пишет свои труды на литературном курдском и только потом переводит на другие языки. Именно он старается открыть, как можно больше курдских школ, где обучение ведется на его родном и любимом курдском.
И вот, что он пишет, в главном труде своей жизни- в поэме “ Мам и Зин”:
“Если бы между нами[курдами] было единство,
Если бы мы все вместе[курды] подчинялись друг другу.
Турки, арабы и персы,
Были бы все в нашем рабстве..”
Здесь прошу обратить внимание на то, о чем говорит А.Хани. Он буквально утверждает, что если бы курды были едины- шанса поработить курдов не было бы ни у кого. Кроме этого, зная о храбрости и доблести мужчин и женщин своего народа, а также помянутая мудрость и величия прошлых курдских правителей(таких Салахаддин Аюби) он был уверен в полном подчинении других народ воле и мудрому правлению курдов.
Примером из современности является иракский Курдистан- пожалуй, единственный островок безопасности и стабильности во всем Ираке. Где люди не в зависимости от национальной, религиозной, политической принадлежности мирно сосуществуют и чувствуют себя в безопасности. Именно там на уровне Конституции закреплены 5 государственных языков, даже такие как ассирийский и армянский, а ведь в Курдистане проживает всего несколько десятков тысяч носителей этих языков- где Вы такое видели?.
Переходим к следующей личности в цитате Эрдогана..
Сайд Курди(Нурси)- курдский религиозный деятель, суфий, толкователь Корана, взглянувший на объяснения его текстов революционно, что взбудоражило всю религиозную элиту и умму. Неоднократно преследуемый властями новообразованной Турции, с целью его осуждения и последующей казни по надуманным обвинениям. Его боялся М.К.Ататюрк, так как это был, пожалуй, единственный курд, убийство которого грозило ему свержением и уничтожением. Именно поэтому он так и не решится на это, предпочтя ссылку, как наиболее разумный выход из положения. Однако, даже в ссылке Сайд Курди продолжал свою деятельность, сторонники которой появлялись как в народе, так и в элитах всех Ближневосточных стран, в том числе Турции. Написав великое множество книг по религиозным вопросам и оставив громадное интеллектуальное наследие, Сайд Курди(Нурси) скончается, а власти Турции позаботятся о том, чтобы могилу курдского суфия никто не смог найти, так как, по официальной версии, хотели чтобы С.Курди(Нурси) упокоился с миром и его никто не беспокоил.
ФАКТ: все произведения курдского религиозного деятеля и патриота в современной Турции находятся под защитой государства. Однако в Турции упорно не хотят видеть в нём ещё одно качество, которое Нурси всячески подчеркивал ещё при жизни- патриотизм и любовь к своему курдскому народу. Первое- все свои произведения он подписывал двумя вариантами: Нурси- название его родного курдского села, и Курди- подчеркивая свои корни и национальную принадлежность. Второе- он крайне негативно относился к Ататюрку, впрочем как и к коммунистам(по понятным причинам- человек религиозный). Третье, здесь мне пожалуй стоит самоотстранится и позволить сказать за себя гениальному Сайду Курди:
«О, курды!
В солидарности – сила, в союзе (единстве} – жизнь, в братстве – счастье, в суверенности мир. Держитесь крепко за узы единства и нить любви, ибо это сохранит вас от неудач. Слушайте меня внимательно, мне есть, что вам сказать.
Знайте, что у нас, курдов, есть три драгоценности, требующих нашей защиты. Первая из них — ислам, за который была пролита кровь многих тысяч наших мучеников. Вторая ценность – гуманизм, человечность. Нашим искренним служением мы должны продемонстрировать всему миру нашу доблесть и идентичность. Третья – это курдская государственность. Позволяющая нам сохранится как нации. Наши предки жили добрыми делами. Пусть их души в местах вечного упокоения радуют наши дела по восстановлению государственности.
Есть у нас и три врага. Первый из них- бедность, и тому живым свидетельством являются сорок тысяч курдов, работающих в Стамбуле носильщиками. Второй враг – невежество и необразованность, ведь сегодня лишь один курд из тысячи способен прочитать газету. Третий враг – вражда и разобщенность, что позволяет государству эффективно угнетать наш народ.
Если вы меня внимательно слушаете, то знайте, что единственным средством для защиты наших драгоценностей являются алмазные мечи в наших руках. С ними мы защитим наши драгоценности и избавимся от врагов.
Первый меч – это образование и обучение. Второй – солидарность и патриотизм. Мы не должны ждать не только несчастья, но и помощи от других, а работать сами на себя. Итак, неустанно повторяйте эти напутственные слова.
Учение, учение, учение… Единение, единение, единение..”
послание Саид-и- Курди (Нурси) к курдам(1908 г).
Из всего выше сказанного и написанного мне остается дать логичную расшифровку цитаты Эрдогана:
“Без курдского патриота Сайда Курди и отца- основателя курдского национализма Ахмада Хани- духовность Турции потерпела бы непоправимый ущерб.”
Ну что сказать: Я СОГЛАСЕН! Надеюсь, Эрдоган прислушивается к своим кумирам, ведь он знает, что они правы и хотели создания Курдистана..
P/s: Правда, она такая: всегда приходит и всегда с опозданием!
Надеюсь этого хватит...
Комментируйте, подписывайтесь, ставьте нравится!!!
С уважением, Исаев К.