Мы уже делали публикацию «Что в „Круэлле“ от нуара?», которая была посвящена резонансной кино-новинке, в которой главную роль исполнила Эмма Стоун. Однако в рамках подготовки к прямому эфиру «Символика и метафизика чёрного цвета» мы пришли к интересным выводам, которые решили изложить в виде самостоятельной статьи.
Круэлла де Вилль (в некоторых российских вариантах - Стервелла) обладает не только странным характером, но и весьма запоминающейся внешностью. Она носит длинные красные перчатки, также у неё непривычная черно-белая прическа, которая будто бы делит голову на две половинки. Мы не без оснований полагали, что это - отсылка к дробному освещению, которое является одним из визуальных отличий нуара.
Обычно подобное освещение проявляется в «эффект жалюзи», который как бы иллюстрирует сомнения и неоднозначность намерений того и иного персонажа, словно превращая того в «зебру». Однако в случае с Круэллой может быть иная, более глубокая, мифологическая трактовка её образа, что позволяет по-иному взглянуть на эту «представительницу высокой моды».
Напомним, что Круэлла была «рождена» в 1956 году фантазией английской писательницы Доди Смит - женщины весьма образованной. Она не только участвовала в работе Академии драматического искусства, но и была автором пьес, а также сама выступала на сцене. В романе про далматинцев обращает на себе внимание, что усадьба Круэллы именуется «Хель».
Многие полагали, что тут правильнее было бы использовать слово «ад». Однако это не совсем так. Хель – это обиталище европейского мифологического персонажа с точно таким же именем. Хель - это своего рода анти-богиня, одна из повелительниц мрака. Что интересно, она обладает двуцветной внешностью. Половина её – черная, другая половина – белая!!!
Культовый советский фильм как солярный нуар
А ещё у Хель всклокоченные волосы и она считается хтоническим монстром. Едва ли надо сомневаться в очевидной схожести Хель и Круэллы. Однако что же собой символизируют два цвета? Это не совсем «черный» и «белый». Это «мрачный» и «белесый». Мрак – символизирует собой «иной мир», в котором находятся умершие. А белёсость является указанием на туман – явление весьма пугающее, так как из него (подобно ночной тьме) могут являться монстры.
Мрачное влечение миров Оливера Одмарка
А ещё Хель - эсхатологическое существо, так как она будет причастна к «гибели Богов» и возглавит штурм Асгарда. Это своего рода извержение «хтонической тьмы», которая ассоциируется с первобытным хаосом. Все эти моменты позволяют понять некоторые аспекты внешности Круэллы. Например, отдельные фрагменты внешности Хель - «цвета мяса». На это указывают красные перчатки и красные сапожки Круэллы. Сама же она первоначально выражала страх перед деструктивными тенденциями, которые были присущи европейской культуре второй половины 50-ых годов