Из всех французских философов-материалистов Дидро был наиболее последовательным; он защищал мысль о неуничтожимости материи, вечности жизни, великой роли науки.
Хоть Гельвеций был его другом, он написал сочинение "Систематическое опровержение книги Гельвеция" Человек" (1773-1774). Гельвеций считал, что воспитание может всё; Дидро же уточнял - не всё, а многое, ибо воспитание развивает лишь то, что дала ребёнку природа. А природные задатки у всех разные. При этом Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он доказывал, что люди из народа гораздо чаще являются носителями талантов, чем представители знати. В этой связи он писал, что количество хижин относится к количеству дворцов как 10 000 к единице и соответственно с этим мы имеем 10 000 шансов против одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели их стен дворцов.
При этом он смело заявлял, что дурной общественный строй сплошь и рядом душит таящиеся в народных масса таланты, поскольку простые люди лишены образования. Дидро, как и все великие французские просветители, был горячим сторонником возможно более широкого просвещения народных масс. Он правильно указывал на причину, которая тормозит повсеместное устройство школ; просвещение, указывал Дидро, даёт человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рождён для рабства.
Наряду с Вольтером, Руссо и другими энциклопедистами Дидро был последовательным идеологом так называемого третьего сословия. Энциклопедисты-просветители идеологически готовили общество к Великой французской революции.
Денни Дидро умер от эмфиземы лёгких 31 июля 1784 года в Париже. На своем личном примере он показал, что это значит: «сделать себя самому». Критикуя монархию, он тем не менее пользовался многими её благами. Всего-то требовалось сделать её более буржуазной, аристократы не хотели, власть пошла у них на поводу, и Денни Дидро призвал вообще избавиться от аристократического сословия, но не от существования особой касты или когорты людей, призванных обществом, отделенных от него же, для целей более высоких, чем просто реализация своих талантов.
Избавить же мир от людей, которые просто хотят реализовать свои планы и желания, Денни Дидро и не хотел, предполагая, что людей больше привлечет общее благо, на алтарь которого все люди положат свои умения, усилия и таланты. Но он горько ошибся, достижение личных целей и выгод людям больше нравится, чем служение великим идеалам прошлого и настоящего. Удержать же их от преклонения перед собой, уже никто не может, потому что все силы, которые раньше их от этого удерживали (например, сословное общество, тоталитарные или авторитарные режимы) рухнули, стали не актуальными. Что же в результате будет? Ведь одной критикой и недовольством нельзя долгое время ограничиваться, всегда наступает пора навязывания своего мнения другим и Денни Дидро это прекрасно знал, но считал, что на это ответят уже другие поколения. Вот только вопрос, они ответили уже? Или ещё в поиске ответов? А то времени в обрез. Или кто-то считает, что его более чем достаточно?