Найти в Дзене
Нешкольная история.

" Ironclad gunboat" или загадочные канонерки.

Речь пойдёт о странных канонерских лодках. В Америке их называли "ironclad gunboat" - бронированная пушечная лодка. В России называли канонеркой от немецкого "Kanonenboot" - вооружённая пушками лодка.

Сейчас канонерка - мелкосидящее, хорошо вооружённое и бронированное судно для защиты берегов, рек, озёр и заливов. Но в начале 19 века это была обычная деревянная, на вёслах лодка с пушкой на носу и, иногда, второй пушкой на корме.

Несмотря на малые размеры и кажущуюся бессильность против обычных кораблей, канонерки получили признание в морских сражениях. Первым плюсом была возможность строить лодки быстро, недорого и в большом количестве.

Канонерская лодка 1776 года. Фото из Музея Американской истории.
Канонерская лодка 1776 года. Фото из Музея Американской истории.

Вторым плюсом были маневренность и малый размер лодки, позволявшие атаковать корабли с незащищённых сторон и быть "плохой" мишенью для корабельных артиллеристов.

Особое развитие канонерки получили в США во время войны за независимость, в 1861-65 годах. Канонерки стали обрастать бронёй и вооружением.

В Америке широко известны встречи первых канонерок против обычных кораблей, во время которых орудия обычных кораблей не могли нанести какой-либо урон бронированным канонеркам.

Канонерская лодка "Маунд Сити", 1861-65 года. Фото из Арканзасского центра истории и культуры.
Канонерская лодка "Маунд Сити", 1861-65 года. Фото из Арканзасского центра истории и культуры.

"Ганбот", в свою очередь, имея паровой двигатель и возможность маневрировать, обстреливал корабли с любой стороны или просто таранил их.

В России первые канонерские лодки были построены в 1874-81 годах. "Ёрш", "Бурун", "Туча" и другие, с водоизмещением 380-400 тонн, скоростью хода до 9 узлов и 1-2 орудиями.

Российская канонерка типа "Шквал" на реке Амур.
Российская канонерка типа "Шквал" на реке Амур.

Изначально, в России канонерки строились лёгкими, мало-бронированными и мало-вооружёнными, так как предназначались для борьбы с туземцами в колониях, с хунхузами и тд.

Лодки имели малую осадку в 60 см, небольшое водоизмещение в 196 тонн, по 2 пушки, одной гаубице и 4 пулемётов Гатлинга.

Позже, в Сибирском Адмиралтействе были построены канонерки "Грозящий", "Гремящий", "Отважный" с водоизмещением 1500 тонн, скоростью до 15 узлов, несколькими пушками и минными аппаратами.

Для многих альтернативщиков канонерские лодки 19 века стали подтверждением существования иных цивилизаций, иных, более развитых, технологий.

И этих людей можно понять. Сравните сами, деревянные, парусные фрегаты того времени, большие грациозные корабли и эти канонерские лодки, заниженные, бронированные, на паровом или дизельном ходу.

Появление канонерских лодок означало гибель деревянного флота во всём мире. Появление паровых двигателей завершило эру парусов. А бронирование кораблей перенесло "гонку брони и снаряда" на море.

Канонерка "Монгол" на реке Амур. Кроме него были "Буряты", "Варяги" и тд. Фото из Военной Энциклопедии, 1911 год.
Канонерка "Монгол" на реке Амур. Кроме него были "Буряты", "Варяги" и тд. Фото из Военной Энциклопедии, 1911 год.

Американский опыт применения канонерок впечатлил весь мир. Вслед за Америкой пошли Россия, Британия, Франция и тд.

Но самыми интересными мне кажутся именно американские Ironclad gunboat. С их загадочной, "альтернативной" архитектурой, которая многим альтернативщикам кажется признаком иных цивилизаций.

А Вы как считаете? "Наше" человечество придумало такие корабли или мы воспользовались чужими технологиями и резко "пересели" с вёсел и парусов на бронированные пароходы?

Смело ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Здесь только интересные истории!

Странности датировки. j669 год. ANNO.MDXI.IX.

Тартарская Империя.