Почему мы ничего не можем без стимулов. Что движет человеком

Слово «стимул» (stimulus) дословно означает «палка с острым металлическим наконечником». Такими палками в Древнем Риме погоняли рабов и буйволов, запряжённых в повозку.

Чтобы разобраться, почему человек ведёт себя так или иначе, необходимо понимать, какой он и в каких обстоятельствах находится. Это значит, что нужно проанализировать внутренние и внешние источники его активности.

Со стороны личности самыми значимыми факторами поведения являются потребности и мотивы человека.

Хочешь заработать - работай. Хочешь похудеть - перестань много есть. Pixabay.com
Хочешь заработать - работай. Хочешь похудеть - перестань много есть. Pixabay.com

Внутренние источники активности

Потребность. Нужда человека в том, что необходимо для его существования и развития.

Мотив. Побудительная сила потребности. Мотив объясняет, почему человек совершает то или иное действие.

Потребность может существовать и без мотива. В этом случае человек не будет проявлять активности, направленной на удовлетворение потребности.

Рассмотрим пирамиду А. Маслоу. По его теории, потребности являются базисом человеческого поведения. Их можно условно разделить на пять уровней.

Потребность в самовыражении: выражение себя, своего творческого потенциала, идей и замыслов.

Способы удовлетворения в организации:

  • поручать творческие и нестандартные задания;
  • снять внешний контроль;
  • привлечь к принятию управленческих решений;
  • предоставить возможность пройти интересное обучение.

Работники, поведение которых определяется этими потребностями, ориентированы на успех, достижения и карьерный рост.

Потребность в признании: формирование ощущения компетентности и признания собственных заслуг от других людей.

Способы удовлетворения в организации:

  • поручать задания, в которых сотрудник может быть потенциально успешен;
  • использовать внешние символы проявления признания: почётная грамота, доска почёта;
  • дать свободу в принятии решений.

Работники, поведение которых определяется этими потребностями, ориентированы на успех, достижения и должностной рост.

Социальные потребности: формирование чувства принадлежности к организации и своему подразделению.

Способы удовлетворения в организации:

  • расширить спектр организационных коммуникаций;
  • использовать технологии групповой и проектной работы.

Работники, поведение которых определяется этими потребностями, ориентированы на общение, коллективную деятельность и групповой успех.

Потребность в безопасности: физический и психологический комфорт человека в основных сферах жизни.

Способы удовлетворения в организации:

  • благоприятный социально-психологический климат;
  • отсутствие страха перед руководителями;
  • преобладание «пряников» над «кнутами».

Работники, поведение которых определяется этими потребностями, ориентированы на выстраивание позитивных отношений с коллегами и руководством.

Физические потребности: физическое существование человека.

Способы удовлетворения в организации:

  • заработная плата;
  • отпуск;
  • пенсионное обеспечение;
  • благоприятные рабочие условия.

Работники, поведение которых определяется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит его оплата и возможность получения различных материальных бонусов.

У человека не могут быть актуализированы потребности более высоких уровней до тех пор, пока не удовлетворены потребности низших уровней.

Виды внешних источников активности

Ситуация. Система внешних по отношению к человеку условий, побуждающих и опосредствующих его поведение.

Стимул. Внешнее воздействие, которое обуславливает поведение человека и имеет для него личностный смысл.

Примеры стимулов в организации:

Факторы содержания деятельности:

  • сложность выполняемых заданий и работы в целом;
  • актуальность и важность выполняемой работы, её влияние на жизнь сотрудника.

Факторы условий выполнения деятельности:

  • комфортность деятельности;
  • психологический климат в группе;
  • санитарно-гигиенические условия.

Факторы вознаграждения:

  • объём, справедливость и достижимость вознаграждения;
  • возможности профессионального и карьерного роста;
  • наличие льгот и привилегий.

Факторы организации деятельности:

  • качество распределения информационных потоков;
  • обеспечение средствами деятельности;
  • скоординированность различных служб в организации.

Приведу пример из своего опыта. Мы поняли, что психологический климат в группе стал напряжённым, и ввели новую традицию: собираться по пятницам и смотреть фильмы. Конечно, на вечерний просмотр можно приходить по желанию, но желающих каждый раз оказывается достаточно. Это сплачивает коллектив и налаживает связи между работниками.