Что ни говори, а для нынешних самодельщиков-радиолюбителей сейчас раздолье. Ассортимент выпускаемых для них наименований такой, что просто глаза разбегаются. Тысячи позиций. Любые направления радиоэлектроники.
Но, так было не всегда. Приобретение радиодеталей в 70-х годах XX века было далеко не всегда тривиальной задачей. Достаточно вспомнить Гайдаевский фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Многие наименования можно было купить только у спекулянта со значительной переплатой:
В крупных городах, правда, были специализированные радиомагазины, в которых ассортимент был достаточно богат, но в крупных городах живут не все. И для подростков, только ставших на путь радиолюбительства, такая покупка была чаще всего фантастикой.
Но мы, подростки 70-х, вполне неплохо обходились «подножным кормом» - то есть тем, что удавалось найти на свалках. Лично для меня особой удачей было добыча обломков приёмника или телевизора, эти обломки тут же тащились домой и из них выуживались все сохранившиеся радиодетали. Ради этого я регулярно наведывался на все окрестные свалки.
Транс + диод + кондёр = блок питания
В один из таких «рейдов» мне повезло разжиться обломками диапроектора, где был рабочий трансформатор с двенадцативольтной вторичной обмоткой. Тогда я как раз часто подумывал, что хорошо бы иметь источник питания. И эта находка была очень кстати.
Один вывод трансформатора будет общий. К этому же выводу присоединяем электролитический конденсатор, найденный ранее, а ко второму выводу конденсатора через выпрямительный диод подсоединяем второй вывод трансформатора. Нагрузка будет подсоединена параллельно конденсатору. И дело в шляпе.
Конечно, выпрямитель получается однополупериодный, но четыре диода мне было взять негде. У меня и с одним-то была напряжёнка.
Порывшись в своих «сокровищах», я с трудом нашёл какой-то старый диод со стёршейся маркировкой. Проверил омметром его сопротивление в обе стороны, и с радостью убедился, что оно сильно различается, следовательно, диод рабочий, и я должен получить без нагрузки на конденсаторе 14-16в !
Неудача!
К моему огорчению, после соединения деталей измерение показало на конденсаторе гораздо меньшее напряжение. Насколько я помню, около семи вольт. Ещё больше я огорчился, когда я подключил к моему «блоку питания» свою звуковую самоделку, и она «зарычала» сильнейшим фоном переменного тока.
Получалось, что диод, который я поставил на выпрямление, был пробит, но как-то странно, «не совсем». Поскольку, если бы он был бы "закороткой", то никакого постоянного напряжения я бы не получил, а если бы он сгорел до обрыва – то на конденсаторе вобще бы не было никакого напряжения.
Знакомство со стабилитроном.
Вечером я поделился своим грустным опытом с отцом. Отец давно уже отошёл от радиолюбительства, но мой интерес всегда одобрял. Он поглядел на мою поделку, а затем достал подшивку журнала «Радио», в которой нашёл справочные данные по детали, очень похожей на мой «выпрямительный диод». Там-то я и прочёл новое для себя слово – «стабилитрон». И увидел наиболее вероятную его марку - Д814А.
Далее отец сходил в гараж, и принёс выпрямительный диод Д7Ж, уже с маркировкой, и поставив его, я получил на электролитическом конденсаторе те самые 16в без нагрузки.
На следующий день я порылся в подшивках «Радио», почитал про работу стабилитрона. Оказалось – очень даже полезная деталь. Которая как раз очень даже уместна в блоке питания, но не в цепи выпрямления переменного напряжения, а в цепи понижения выпрямленного напряжения до уровня стабилизации.
А позже, пришедший с работы отец дополнительно прочёл небольшую лекцию на тему «меры предосторожности с деталями без маркировки».
Из всей этой истории для себя я сделал ясный вывод: следует быть крайне внимательным при использовании деталей без обозначений. А уж в современном радиоизобилии таких ситуаций вобще надо избегать. Выкинутая деталь со стёртой маркировкой убережёт вас от многих потенциальных проблем.