На линии с Президентом был задан насущный вопрос "почему в магазинах морковь стала дороже бананов?". Ответов на вопрос со всех сторон было много. От особенностей логистики, до "жадности торговых сетей". Но один из официальных ответов: "Внутренний спрос российские фермы удовлетворить пока не могут. К сожалению, мы производим недостаточный объем овощей и фруктов."
Но давайте посмотрим: Кто производит овощи, и могут ли фермы действительно удовлетворить спрос.
Возьмем официальную статистику с сайта Росстата:
Как мы видим, если считать в деньгах, до 2010 года продукцию растениеводства крупные сельскохозяйственные организации производили примерно столько же, сколько и Личные Подсобные Хозяйства (ЛПХ) населения. А фермерские хозяйства только к 2020 году стали производить столько же продукции, сколько граждане у себя на личных участках.
Но и это еще не все. Дело в том, что большая часть продукции сельскохозяйственных организаций - это зерно и семена подсолнечника.
А овощи производят в основном именно граждане на личных подсобных хозяйствах. К сожалению по моркови данных у Росстата* нет, возьмем по картофелю:
Как видим, основной производитель овощей - личные хозяйства населения, а фермеры плетутся где-то в хвосте, производя единицы процентов от общего объема.
Правда процент производимой организациями и фермерами все более увеличивается, а производимый ЛПХ снижается с 88,8% в 2005 до 68,9% в 2017*. А к 2020 эта доля еще более снизилась ло 52% от всех овощей (по данным РБК). В той же статье указывают, что основной причиной снижения производства овощей в ЛПХ - конкуренция с крупными сельскохозяйственными производителями и сокращение рынка сбыта из-за конкуренции с торговыми сетями.
Так что, да фермеры не справляются. Они и не могут справиться, производя меньше 10% от общей продукции. А крупные сель-хоз производители и торговые сети умело выдавливают ЛПХ с рынка.
Не имея возможности длительное время хранить продукцию ЛПХ продают ее сразу после уборки урожая - осенью, когда цены на овощи в торговых сетях минимальные. А по весне, у тех-же сетей просто нет конкурентов, и цены можно устанавливать какие надо.
Получается основному производителю овощей - ЛПХ становится не выгодно выращивать продукцию. Многие забрасывают участки или превращают их в газоны. Потому-что "проще купить в магазине килограмм моркови, чем корячиться на грядке". А фермеры и сель-хоз предприятия не успевают нарастить производство.
И что будет в будущем если ЛПХ вообще уйдут с рынка?
Кстати, а что за рубеж такой 2010 год? Почему в этом году производители начали производить больше чем ЛПХ?
__________________________
* Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. -1162 с