Предыстория и источники
История современной русской скульптуры началась с Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также художественных школ Парижа, где обучались отечественные мастера. Первым направлением, обновившим традицию, стал импрессионизм: с 1898 по 1906 год в Москве лепку в этом стиле преподавал ученик Огюста Родена Паоло Трубецкой. Импрессионизм растворил видимую поверхность скульптуры, все внимание переключилось на фактуру и светотень, скульпторы стремились запечатлеть мимолетность поз и движений.
Вскоре мастеров увлекла неоархаика, выразившаяся в национальных фольклорных традициях. Обновление началось среди художников Парижа, которые открыли для себя разнообразные виды неклассической скульптуры — от древнеассирийской до африканской. Наряду с традиционными мрамором и глиной мастера стали работать с деревом и камнем.
Особо нужно выделить скульптурный символизм, представленный в творчестве Александра Матвеева. Именно он в 1920–40-х годах воспитал целую школу скульпторов в Ленинграде, для которой была характерна ясность трактовки объемов и лаконичность композиций.
Главные идеи
С 1910-х годов тесно связанными друг с другом становятся два направления: неоархаика и кубизм. Оба понимали скульптуру как искусство, выражающее объем и массу. Стал распространен метод прямой рубки — высекание скульптуры непосредственно в материале, в противовес лепке, как было в импрессионизме. С 1909–1914 годов в живописных работах Пабло Пикассо и скульптурных Александра Архипенко и Осипа Цадкина художественный метод кубистической деформации еще больше заострил понимание скульптуры как материальной осязаемости. В отечественном искусстве он был представлен в творчестве Бориса Королева 1914–1921 годов: мастер трансформировал человеческое тело, предельно геометризируя, обобщая его.
В 1920-е благодаря кубизму и экспериментам в живописи формальный язык скульпторов становится разнообразнее: упрощенные лаконичные формы, особое внимание к фактуре, интерес к колористической трактовке фигур. Эти тенденции отразились в экспрессионистской трактовке примитивов в работах Исидора Фрих-Хара и суровой, кажущейся стихийной неоархаике Дмитрия Цаплина.
Иное понимание скульптуры заключалось в выделении пространственного элемента в искусстве скульптуры — как конструкции или как баланса центробежных сил. Интерес к созданию особого напряжения внутри системы силовых линий нагляден в творчестве Иосифа Чайкова конца 1910 года — начала 1920-х годов: он черпал вдохновение в скульптоживописи Александра Архипенко, конструктивизме и супрематизме.
Главные действующие лица и произведения
В 1919 году в рамках первого государственного заказа художникам, так называемого плана монументальной пропаганды , Борис Королев выполнил кубистическую скульптуру «Бакунин». Монумент жестко критиковали сразу после установки, как и сам стиль, который не получил дальнейшего развития в творчестве мастера. Увлечение кубистическим моделированием формы пережила и ученица французского скульптора Антуана Бурделя Вера Мухина. Кубизм еще больше усилил выразительную пластику объемов и авторское понимание неоклассики.
С 1920-х годов особенно распространен стал монументализированный стиль на основе неопримитива, примером которого является творчество Беатрисы Сандомирской. Сергей Меркуров работал в стиле символизма, его произведение «Смерть вождя» (1927–1947) представляет собой гармоничную музыкально-математическую систему в граните. Иннокентий Суворов, ученик художника Павла Филонова, создал по аналитическому методу учителя цветную скульптуру «Мудрость» (1928), в которой на стыке символизма и экспрессионизма показана новая социальная действительность.
Синтез с другими видами искусств
Постановка вопроса о сущности разных видов искусств, выявление цвета, пластики и архитектоники позволили скульпторам обратиться к экспериментам по взаимопроникновению видов и жанров. Особую известность приобрели коллажи и контррельефы Владимира Татлина. Он выявлял выразительные свойства фактуры материалов, считавшихся нехудожественными, и работал на стыке живописи и скульптуры. Для Татлина был важен и чисто ремесленный мотив создания произведений, связанный с пониманием скульптуры как процесса конструирования.
Ярким направлением стали эксперименты по синтезу скульптуры и архитектуры, которые предполагали возможность социальных преобразований. В 1919–1920 годах в Комиссии по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульпарх) архитектор Николай Ладовский и скульптор Борис Королев искали новые сочетания пластики и пространства. Эти опыты позволили переосмыслить выразительные свойства общественного искусства.
Новые концепции будто витали в воздухе: Давид Якерсон, в 1919 году познакомившись с системой Казимира Малевича в Витебске, создал первые монументальные памятники на основе супрематизма. Реалистические портреты революционных героев были сделаны в технике прямой рубки, а постаменты являлись прообразом архитектонов, созданных Малевичем лишь в 1923 году.
Конец и последствия
Находки 1910–20-х годов вылились в историю многочисленных экспериментов и нереализованных проектов 1930-х годов. Башня Татлина — движущаяся конструкция с телеграфом и типографией — стала мощным импульсом для создания большого количества фантастических проектов — от памятника бакинским комиссарам Георгия Якулова 1923 года до грандиозных проектов памятников Ленину в Ленинграде 1932 года. Уникальными в истории модернизма были и пространственно-повествовательные композиции рубежа 1920–30-х годов Иосифа Чайкова и Меера Айзенштадта: в них отразилось синтетическое понимание искусства скульптуры как пластики и пространственной динамики.
Находки 1920-х годов, мыслившиеся как монументальное отражение своего времени, не получили дальнейшего развития. Зато временные каркасные фигуры, изготовлявшиеся для массовых праздников 1920–30-х годов, с эффектным силуэтом, лаконичными членениями и заостренной социальной характеристикой героев оказали большое влияние на развитие монументального искусства после 1960-х годов (Владимир Кудряшов, работы группы «Изорам» ).