Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Как сделать крутые спецэффекты БЕЗ бюджета?

Оглавление

Спецэффекты — это тот элемент, без которого достаточно сложно представить современное кино. Из-за тенденции Голливуда к съёмкам на фоне зелёного экрана само слово «спецэффект» у многих начало ассоциироваться только лишь с дорогостоящей компьютерной графикой. Хотя это далеко не так. Рендеринг — лишь крупица из того великого множества спецэффектов, которые доступны нам прямо сейчас. Причём доступны практически бесплатно.

В этой статье мы на конкретных примерах расскажем, почему ты уже сегодня можешь начать снимать своё кино с крутыми спецэффектами, не потратив на это большого бюджета.

Спецэффекты в кинематографе

Спецэффекты есть практически во всех фильмах. Конечно, можно вспомнить «Догвилль» Фон Триера, но даже в фильме, где все декорации нарисованы на полу, на самом деле тоже присутствуют спецэффекты. Просто они могут быть механическими.

Догвилль, 2003 г.
Догвилль, 2003 г.

Тенденция такова, что в попытке вызвать наиболее сильный зрительский отклик, студии тратят баснословные деньги: на создание выдуманных миров посредством CGI-технологий, взрывы и компьютерную анимацию.

Например, производство фильма «Аватар» обошлось в невероятные 237 млн долларов, при этом, по признанию режиссёра Джеймса Кэмерона, 60% всего фильма — это компьютерная графика и лишь 40% — живое действие.

Аватар, 2009 г.
Аватар, 2009 г.

Однако несмотря на масштабность «Аватара», нашлись и те, кто упрекнул фильм. Одним из критиков был сербский режиссёр Эмир Кустурица, который заявил, что в своём произведении Джеймс Кэмерон сделал ставку на обилие 3D-эффектов, а отнюдь не на глубину смысла.

В этом и кроется кардинальное различие этих двух режиссёров — Кустурица снимает поразительно тонкие жизнеутверждающие фильмы с экзистенциальным подтекстом.

Так, после просмотра картины «Чёрная кошка, белый кот» можно ощутить палитру эмоций из грусти, воодушевления, сожаления. Можно даже поймать себя на мысли о том, что, возможно, стоит относиться ко всему в жизни с чуть меньшей серьёзностью, как это и делают герои Кустурицы. В этом и есть сформированное режиссёром высказывание фильма, которое создаёт устойчивую связь с его зрителем.

Чёрная кошка, белый кот, 1998 г.
Чёрная кошка, белый кот, 1998 г.

Но, например, нельзя и сказать, что тот же «Терминатор» Джеймса Кэмерона напрочь оторван от реальности — он наполнен всеми теми микро-моментами, которые заставляют нас сопереживать Саре Коннор и испытывать страх от приближения Т-800. Просто акцент в нём сделан на совершенно другом.

Куклы и марионетки

Первая часть «Терминатора» (1984 год) была снята за относительно скромный бюджет в 6,4 млн долларов. Для сравнения, вышедшие годом ранее «Звёздные Войны. Возвращение Джедая» снимались на бюджет в 32,5 млн долларов. Будь у Кэмерона на съёмку истории о киборге такие деньги, он бы точно придумал что-нибудь получше марионетки, которую двигали на рельсах.

-5

Но самое интересное, что этот метод сработал. Двигающий только челюстью и шеей киборг с правильно подобранным ракурсом пугал зрителя как настоящий, а значит, спецэффект не создал барьера между историей и её восприятием.

Более того, с помощью кукол было снято множество великих картин. Марионетку использовал Ридли Скотт для того чтобы показать как чужой вылупляется из яйца. Куклы птиц с механикой внутри применялись Альфредом Хичкоком в триллере «Птицы».

С помощью кукол можно заставлять зрителя верить не только в существование монстров, но и имитировать присутствие людей.

Например, в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы», в сцене разрезания моста, вместо людей в воду летят специальные манекены. Для того чтобы они в полете махали руками и ногами, как живые, в них установили моторчики. К этим моторчикам были привязаны лески, которые натягиваясь при падении моста, включали режим «движения».

-6

Итак, первый метод создания спецэффектов, который доступен нам с вами и при этом не требует сверхбюджета — это марионетки и куклы. Да, в Мандалорце кукла малыша Йоды обошлась студии LucasFilm в 5 млн долларов, но это был именно тот случай, когда требовалось, чтобы зритель считывал эмоции персонажа, а не просто верил (видел), что он находится в кадре.

Два вида спецэффектов

Если у вас возник вопрос — почему говоря о спецэффектах, мы упоминаем создание кукол и марионеток, то прежде чем продолжить — вкратце остановимся на типах этих самых специальных эффектов. Их всего два.

  • Первый — визуальные. То есть, Motion capture, Performance Capture, которые активно применялись в Аватаре, CGI-моделирование, и вся та графика высокого уровня, которая пока нам с вами мало доступна. Хотя и здесь уже появляются недорогие методы, о которых мы сегодня тоже поговорим.

Но, кроме того, к визуальным спецэффектам относятся и различные приёмы съёмки, которые позволяют достичь нужного эффекта: покадровая съёмка, двойная экспозиция, маски и другие.

Это та часть спецэффектов, которую мы можем повторить без высоких затрат.

  • Второй тип — механические спецэффекты. К ним относятся: аниматроника и различные механические устройства, пиротехника и искусственный дождь/снег и другие. И те самые куклы и марионетки, о которых уже шла речь.

Игра с размером

На самом деле, без помощи дорогостоящих компьютерных эффектов, можно перенести на экран даже целую планету. Песчаная планета Хот в Star Wars была сконструирована художниками, а «Звезда Смерти» в первых эпизодах — ни что иное как подвесной макет чуть больше метра в диаметре.

-7

Ещё один спецэффект, который позволяет получить крутой результат при минимальных расходах — домакетка. С помощью макета уменьшенного размера достраивается часть декорации, которая при правильно подобранном ракурсе создаёт для зрителя иллюзию целостной картины. Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн использовал домакетку на съёмах киноэпопеи «Александр Невский».

-8

Домакетка активно применялась и в голливудский фильмах. С её помощью Стивен Спилберг снял сцену фильма «Близкие контакты третьей степени» (1977), в которой корабль находился посреди пустыни. Для достижения реалистичной картинки был построен шестиметровый макет корабля, который расположили прямо перед камерой, а актёры разыгрывали сцену на расстоянии около полукилометра.

-9

Также как и в случае с домакеткой ракурс камеры играет немаловажную роль для создания уже не механического, а визуального спецэффекта — искажения перспективы. Он состоит в том, что за счёт особого расположения объектов в пространстве и ракурса камеры можно показать, что один объект значительно больше/меньше других. Характерный пример — хоббиты «Властелина Колец». Питер Джексон выстроил декорации таким образом, что Гендальф кажется значительно больше чем Фродо. Так как иллюзия полностью исчезнет если начать изменять ракурс, Джексон сделал декорации подвижными, причем их движение было абсолютно синхронно движению камеры.

-10

Замедляем время

Множество творческих возможностей открывает спецэффект стоп-моушн или покадровая съёмка. С её помощью можно создавать анимацию буквально из чего угодно, наглядно показать процесс таяния льда в стакане или даже сделать полноценный мультфильм. С помощью покадровой съёмки можно заставить персонажа замереть на фоне движения людей в оживлённом городе.

Таймлапс (или цейтраферная съёмка) тоже считается одним из специальных эффектов, с помощью которого можно достичь потрясающего результата при должной подготовке. Главное условие — чтобы интервалы между кадрами были равны между собой. Умело снятый и поданный таймлапс может дать зрителю понять, сколько времени и изменений претерпел персонаж, или, например, насколько быстр и хаотичен ритм жизни.

-11

Сверхрапид (или сверхзамедленная съёмка) доступна при работе с повышенной частотой кадров — от 60fps и выше. Если вы хотите действительно сделать акцент на каком-то конкретном отрезке, как например Фон Триер в начале фильмов «Антихрист» и «Меланхолия» стоит расчитывать на съёмку в 120fps и выше. Наилучший вариант — это заплатить 15 тысяч рублей и взять в аренду камеру Phantom Flex. Даже не самая крутая модель этой марки уже снимает в 555fps, что даёт возможность замедлить видео на посте в 23 раза.

Антихрист, 2009 г.
Антихрист, 2009 г.

Иллюзию в кадре можно создать и с помощью всем известной обратной съёмки. На самом деле у этого низкозатратного метода куда больший потенциал, чем может показаться на первый взгляд. Например, в «Волшебнике страны ОЗ» миниатюрный дом бросали с крана на пол, который был покрашен под небо. Затем получившийся футаж пускали в обратном порядке, и получалось, что дом летит с неба прямо на камеру.

-13

Удивительно, но один из самых доступных в настоящий момент методов создания иллюзии в кадре, был впервые применён в далёком 1940-м году в фильме «Багдадский вор». Здесь мы возвращаемся к тому, о чём я упомянул в самом начале, поскольку речь идёт о замене фона или части кадра с помощью хромакея. Впоследствии, зелёный фон стал естественным развитием таких методик как «рирпроекция» и «фронтпроектция». Они, так же как и хромакей, позволяли совместить два изображения в одном кадре, съёмка которых в реальной жизни была бы слишком дорогостоящей.

-14

В случае с хромакеем мы говорим не о полноценной дорисовке города как в «Мстителях», а лишь о мелких деталях или фоне, неестественность которого не будет бросаться в глаза.

Одна из сложностей, которые возникают при съёмке с хромакеем — это работа со светом. Необходимо заранее определиться какой именно фон будет подставлен на посте и в какое время суток происходит сцена. То есть, в данном случае, как и во всех предыдущих, решает правильная подготовка, а не деньги. Купить хромакей можно за тысячу рублей.

Взрывы и выстрелы

А теперь расскажем про пушку-бомбу. В смысле, как на самом деле сделать пушку-бомбу, которой ваши герои, например, застрелят друг друга в финале.

Основная сложность — съёмка выстрелов и попадание пуль в предметы, стены, мебель, и уж тем более, в людей. На начальных этапах развития кино сцены снимались с реальным боевым оружием — в случае с перестрелками актёры стреляли в сторону. Но это очень опасный метод. Во время съёмок фильма «Ворон» был ранен и впоследствии погиб сын Брюса Ли — актёр Брэндон Ли. Кто-то по ошибке зарядил пистолет боевым патроном вместо холостого.

-15

Во избежание подобных трагедий в современном кино используется охолощённое оружие — в таких случаях для демонстрации реалистичных разрывов одежды от пули и крови используются специальные дополнительные приспособления.

Второй вариант — стрелять сразу шариками с красной краской. Для дополнительного эффекта в места попадания можно можно прикрепить пакетики с «кровью», которые будут лопаться при попадании пейнтбольных шариков. В таком случае можно либо модернизировать пейнтбольное оружие для того чтобы внешний вид соответствовал сеттингу, либо снимать кадры с муляжом оружия, а попадание «пуль» снимать с помощью пейнтбольных выстрелов.

-16

Что мы имеем?

С помощью спецэффектов можно сделать видео зрелищнее и решить драматургически обоснованные задачи. В случае если бюджет сильно ограничен — на помощь придут те методы и способы, о которых мы рассказали в этой статье, но самое главное, без чего вам точно не обойтись — это креативность и смекалка.

Для того, чтобы было легче сориентироваться, мы сделали для вас инструкцию по созданию спецэффектов из пяти пунктов:

  1. Ответьте на вопрос — насколько перестрелка/монстры/экстразамедление необходимы для вашей истории. Если без них история стала скучной, значит надо исправлять косяки на уровне сценария. Если они — элемент визуального языка, который обусловлен стилистикой истории, сеттингом, то переходим к следующему пункту.
  2. Вы поняли, что для того чтобы история была передана верно и «сработала» — позарез необходим спецэффект. Теперь надо понять, относится ли требуемый эффект к механическим или визуальным спецэффектам.
  3. Если речь идёт о визуальном спецэффекте — ключевым фактором качественного футажа будет наработка практики и тщательный препродакшн. Вы должны быть готовы к тому, что для достижения результата нужно будет переснимать сцену значительно большее число дублей, чем обычную. Заранее исключите motion capture, performance capture и дорогостоящий CGI.
  4. В случае если речь идёт о механических спецэффектах, то ключевым фактором создания декорации, марионетки или перестрелки будет кооперация с дизайнером/декоратором. Маленький лайфхак: на факультетах дизайна очень много студентов, которые готовы поработать за упоминание имени в титрах, или скромную оплату материалов и работы. Но готовьтесь принимать полное участие в создании макета своей планеты.
  5. Не торопитесь — многие режиссёры, имеющие за плечами несколько полнометражных высокобюджетныхфильмов, готовили свои первые короткометражки по нескольку месяцев, желая получить результат, который бы их удовлетворил. Пробуйте снова и снова, пока не поймёте, что полученный результат — это тот максимум, который вы можете себе позволить в настоящий момент.

Успешных съёмок и крутых кадров, друзья!