Станислав Косиор был арестован в мае 1938 года по подозрению в участии в контрреволюционной организации. Согласно материалам дела по реабилитации первого секретаря Компартии Украины, Косиор выдержал немало пыток, но виновным себя не признал. Он подписал протоколы только после того, как на допрос привезли его дочь.
Типичный революционер и партиец
Станислав Викентьевич Косиор был ярким представителем так называемых старых большевиков. Он родился в 1889 году в городе Венгрув, расположенном на территории современной Польши. Происходил из простой рабочей семьи. Косиор и сам поначалу трудился на заводе обычным слесарем. Именно такие сведения приводились в «Большой советской энциклопедии» за 1937 год. На заводе Косиор активно участвовал во всевозможных стачках и забастовках, а в 1907 году, уже перебравшись в Луганскую область, он вступил в Социал-демократическую рабочую партию. За активное участие в революционном движении Косиор не единожды побывал за решеткой.
Для него, как и для многих революционеров, все изменилось после 1917 года. В 1918 году, как указывает Елена Прудникова на страницах своей книги «Хрущев: творцы террора», по неизвестным причинам Станислав Косиор внезапно занял должность наркома финансов Украины. Впрочем, вскоре он вернулся к партийной работе, а в 1928 году стал первым секретарем ЦК КП Украины. На последнем посту Косиор, по словам Прудниковой, имел непосредственное отношение к инспирированию голода в 1933 году. Кроме того, пишет Борис Соколов в своей книге «Молотов: тень вождя», Станислав Викентьевич являлся одним из подписантов расстрельных списков.
Обвинения и многочасовые допросы
Косиор успел завизировать только пять подобных документов, потому как в 1938 году сам оказался в числе репрессированных. В начале мая Станислав Викентьевич был взят под стражу. Если верить документу «Доклад комиссии ЦК КПСС президиуму ЦК КПСС по установлению причин массовых репрессий против членов и кандидатов в члены ЦК ВКП (б), избранных на ХVII съезде партии», датированному 1956 годом (Василий Придеин, «Азбука вождей»), первого секретаря Компартии Украины обвинили в том, что он еще с 1922 года состоял в контрреволюционной польской организации и даже являлся одним из ее руководителей, а в 1934 году основал «террористический центр».
Однако Станислав Косиор долгое время все обвинения в свой адрес отрицал. Гровер Ферр, автор книги «Антисталинская подлость», со ссылкой на доклад партийца П. Поспелова упоминает о том, что Косиор был подвергнут жестоким пыткам и допросам, которые нередко длились по 14 часов кряду. Таких допросов было проведено более полусотни, однако протоколов сохранилось только четыре. Данный факт, по мнению Ферра, говорит о ежовских фальсификациях. Между тем Косиор вынес все испытания и подписывать бумаги наотрез отказался. По крайней мере до тех пор, пока к нему не привели его дочь.
Дальнейшие судьбы членов семьи
Юрий Стецовский приводит на страницах книги «История советских репрессий» слова жены Станислава Косиора. Она рассказывала: когда следователи поняли, что Косиор будет стоять на своей невиновности, они привели в кабинет их 16-летнюю дочь и изнасиловали ее на глазах у отца. После этого Станислав Викентьевич сломался и безропотно подписал все протоколы. Вскоре Ежова удалили из НКВД, и многие дела стали пересматриваться. Однако Косиора это не коснулось: он признал свою вину и на суде. 26 февраля 1939 года его приговорили к смертной казни. Расстреляли бывшего партийного начальника в тот же день.
Вот только ни признание, ни расстрел Станислава Косиора не спасли членов его семьи. Если верить Николаю Зеньковичу, автору книги «Самые секретные родственники», супруга Косиора была сослана в лагерь, а после расстреляна, по резолюции Вячеслава Молотова. Это известно благодаря жене Никиты Хрущева, который сам ей обо всем и рассказал. Дочь Станислава Косиора из тюрьмы выпустили, но девушка позора не вынесла. Как утверждает Рой Медведев в своей книге «К суду истории: о Сталине и сталинизме», она, едва оказалась на свободе, покончила жизнь самоубийством.