Не думаю, что этот порок – лицемерие – особенность исключительно украинской школы. Уверена, что в той или иной степени полуправда-полуложь имеет место быть в любом государственном учебном заведении любой страны. Можно сколько угодно провозглашать независимость образования от политики, но это от лукавого. Как говорится, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Особенно в сильно политизированном обществе. А школа всегда выполняет общественный заказ.
В этом отношении не была исключением и советская школа. Сколько бы мы ни ностальгировали по замечательному советскому образованию, а лицемерия там хватало.
Помню торжественные школьные линейки по случаю открытия и закрытия 27 съезда КПСС, каких-то пленумов и важных партийных форумов. Но линейки – мелочь, в сравнении с тем, как эти самые материалы съездов использовать в учебном процессе требовалось. Проверяли жестко. Районо, гороно, облоно, райком, горком и даже облсовпроф. У всех всё было на контроле.
Вот и корпели словесники над газетами и брошюрами с материалами съезда, выискивая слова и предложения для морфологического и синтаксического разбора. Нужно было, чтобы «перестройка», «гласность», «плюрализм» и прочее «ускорение» с «демократизацией» непременно на уроке звучали. Правда, «нового мЫшления» старались избегать – с горбачёвским ударением оно слух резало.
А математики цифры по надоям молока и валовому внутреннему продукту в задачки вставляли. Но применялось всё это словоблудие только в случае, если на уроке сидел проверяющий. Без оного обходились предложениями из Александра Сергеевича или из Ивана Сергеевича и задачками про пункт А и пункт Б.
Вполне допускаю, что не везде в Союзе такое было. Но в украинских школах было точно.
Помню, в конце восьмидесятых на зимних каникулах я поехала в Москву и встретилась там с подругой-однокурсницей, которая в московской школе работала. Естественно, о школе говорили много. Я рассказала, как меня «достал» этот съезд. Она сильно удивилась, сначала даже не поверила: «Вы что там, у себя в провинции, все умом тронулись? Спятили?». Потом долго сокрушалась по поводу интеллектуальных способностей руководящих кадров на периферии.
Так что, наверное, чем ближе к столице, тем меньше было в школах дурацкого рвения во исполнение. Но в школах Украины лицемерие было непременным атрибутом образовательного процесса.
Традиция эта успешно продолжается и усугубляется. Теперь уже и указаний сверху не нужно. Всё в учебниках есть.
Я допускаю, что найдется несколько учителей географии, искренне верящих написанному в учебнике:
«Географические названия западных и южных стран и народов, такие как Галатея, галилеяне, Франция (Галлия), Галисия в Испании или Португалия (Порту-Галлия), вероятно, указывают на то, что пращуры современных французов, испанцев, португальцев, евреев и турок могли прийти на эти земли с украинской Галичины».
Только большинство-то прекрасно понимает, что к чему. Но… «молчи, скрывайся и таи…». Куда ж ты от учебника денешься? Вот и приходится учителю изворачиваться, объяснять, что это все версии, гипотезы, а не факты. В общем, лицемерить, двоедушничать, фальшивить. И тому же учить детишек. Увы!