Республика Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу подписав Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и всё бы было хорошо, но с буквальным исполнением его возникли некоторые нюансы, которые спустя пару лет привели к негативным последствиям для тех, кто решил воспользоваться предоставленными этим договором льготам по использованию в России автомобилей, зарегистрированных в Армении.
Если кратко, то ставки таможенных платежей в Армении на порядки меньше, чем в России, но армяне не были бы армянами, если не протолкнули в Договор на трехгодичный переходный период оговорку, согласно которой граждане ЕАЭС, постоянно проживающие в Армении вправе ездить на своих машинах в Россию в личных целях и находиться там в течение одного года без уплаты таможенных платежей. При этом в ст. 40 того же Договора Армения взяла на себя обязательство «обеспечить использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения».
Другие члены ЕАЭС обязательство таможенного контроля таких транспортных средств на себя не взяли, но оставили за собой право «определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию».
На практике получилось так, что при въезде в РФ таможенные органы России контроль за армянскими машинами не ввели от слова совсем и тут началось… Продвинутые граждане ЕАЭС смекнули, что это узаконенная льготная растаможка на переходный период и народ потянулся в Армению на ПМЖ. Положа руку на сердце, большая часть людей ехала в Армению именно за машинами, хотя кто-то реально нашел в Армении работу и приобрел там машину для служебных целей, но слов из песни не выкинешь – российская таможня открыла границу для армянских машин, а армянская её не закрыла и получилось такое, что в южных областях России армянских машин стало много, реально очень много. При этом ввозились машины на законных основаниях, о чем таможенные органы РФ неоднократно письменно сообщали инициаторам таких запросов.
Первыми тревогу забило ГИБДД – возникли проблемы с контролем дорожного движения и оплатой штрафов, но решить проблему с помощью штрафов по ст.ст. 12.1., 12.3. КоАП РФ не получилось. Суды поначалу встали на сторону автовладельцев.
Вскоре очнулись российские автопроизводители – в условиях пандемии и экономического спада «армянский» импорт совсем не в кассу. Достоверных данных нет, но «хайли-лайкли», что автолобби пошло в правительство с вполне очевидной и оправданной целью (на их месте я бы стал бить в барабаны гораздо раньше – когда подписывали Договор о присоединении Армении).
Российская таможня некоторое время оставалась в стороне от проблемы, но поскольку красная черта по количеству ввезенных в РФ армянских машин была пройдена, то с учетом давления автопроизводителей ей дали команду и сейчас пачками изымаются армянские машины, а в отношении их владельцев возбуждаются дела по ст. 16.2. КоАП РФ. В том, что решения будут не в пользу «армяноводов», можно не сомневаться, общемировая практика подтверждает – закон будет трактоваться в целях экономической целесообразности для государства.
Но за всей этой трагедией для владельцев армянских машин не осталось бы без внимания участие в этой некрасивой ситуации властей Армении, которые фактически не выполнили взятые на себя обязательства согласно Договора присоединения касательно недопущения вывоза таких товаров на территории других государств-членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин. Это одна из версий, но возможно власти Армении делали все как надо, а просто какие-то недобросовестные исполнители компетентных органов Армении халатно отнеслись к выполнению своих обязанностей или даже вступили в преступную связь для обеспечения канала контрабанды? Фантазировать можно долго, но на мой взгляд таможне идти в суд без расследования этих фактов в рамках возбужденных дел об АП - это расписываться в непрофессионализме, ведь тут очевидное соучастие в контрабанде, халатность, либо нарушение Арменией своих обязательств по международному договору.
К слову сказать про казахские и киргизские машины в России ничего не слышно, а все потому, что власти этих стран обеспечили исполнение запрета на вывоз таких машин из страны.
Настораживает другое, российские власти пока не комментируют этот аспект проблемы, Президент, Госдума, Правительство, МИД, МВД, таможня хранят молчание, со стороны Армении тоже ничего не слышно, она свой гешефт по таможенным платежам уже получила, на очереди штрафы в российский бюджет.
Получается, что за недоработки властей опять будут платить простые граждане? Или может это именно так и задумывалось изначально?
Как не вспомнить тут слова главного героя фильма «Гений» (А. Абдулов) – «С нашим государством нельзя играть в азартные игры, у него вся карта краплёная!» …
А потом мы удивляемся почему не снижаются протестные настроения в обществе.