Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о таком феномене времён СССР, как криминальная романтика и о том, почему было “модно” сидеть в тюрьме в 1960-1970-е годы прошлого века. Дело в том, что воры, и другие криминальные элементы, изначально ставили себя вне общества, выше общества и не хотели жить по его законам.
Как вы понимаете, здесь идёт речь о так называемой “свободе”, о которой многие люди разного возраста (а молодёжь - в первую очередь) мечтают всю жизнь. Поэтому, с закатом хрущевской оттепели и началом брежневской эпохи, идея личной свободы импонировала и грела душу многим затюканным жизнью и “жестоким режимом” советским гражданам.
До октябрьской революции 1917 года криминальный мир в произведениях русских писателей, поэтов и композиторов не романтизировался. Потому что вся воровская публика в царской России считалась настоящим "отребьем и находилась на дне социума".
Но затем криминальная субкультура стала занимать особое место в сознании граждан новой советской России. И это была единственная идеология, которая открыто противопоставляла себя всеобщему официозу и общественно-политическому строю.
Некоторые исследователи этого феномена объясняли подобное влияние схожестью тюремного сообщества и советских реалий, якобы два этих разных мира основываются на тоталитаризме. Также высказывалась версия, что у криминальных элементов и советских граждан не было разграничений между частной и публичной жизнью.
Так же по мнению российских исследователей, у воровского закона было достаточно много преимуществ перед коммунистической идеологией, которые делали “жизнь по понятиям” более привлекательной для широких масс. Кстати, ведь у воров есть “кодекс чести” и ,например, по этому кодексу запрещено обманывать. У “сидельцев” со стажем раньше считалось дурным тоном доносить и предавать.
Поэтому “стукачи”, предатели и приспособленцы были позорным явлением в криминальной среде и эти люди у “порядочных арестантов”, и вообще во всей криминальной среде, считались изгоями и недостойными уважения. При этом в советском обществе, по версии всё тех же исследователей, все сказанное выше не только не подвергалось порицанию, но часто даже поощрялось.
Уже в конце 1920-х годов прошлого века воровская среда начала поэтизироваться в литературе и искусстве. Достаточно вспомнить “Одесские рассказы” Бабеля и романтизированные образы воров с Молдаванки. После окончания Великой Отечественной войны неформальная культура в большей степени была основывана на блатной романтике и таком же блатном жаргоне.
В 1960-е и 1970-е годы получили широкое распространены блатные песни, которые советские меломаны и просто любители записывали на катушечные, а спустя годы и кассетные магнитофоны. Многие знаменитые советские исполнители, среди которых достаточно вспомнить Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума, начинали свою творческую деятельность как раз с подобных блатных и дворовых песен.
И скорее всего, тюремная субкультура получила широкое распространение не из-за того, что многие советские граждане прошли через ГУЛАГ. А потому что воровская идеология на тот момент была единственной альтернативой кодексу правил строителя коммунизма, которая была близка некоторой части советской молодёжи, жаждущей “свободы”.
Но самое интересное, что в СССР, ещё до падения “железного занавеса” и снятия запретов на обсуждение этой темы, был создан художественный фильм, посвящённый жизни заключённых в колонии и развенчанию уголовной романтики.
Кинокартина эта называется “Опасные друзья”, которая была снята режиссёром Владимиром Шамшуриным в 1978-1979 годах, в широкий прокат она вышла в феврале 1980-го. “Опасные друзья” - очень необычный фильм. Это не детектив и не приключенческий боевик, а психологическая драма. Для конца 1970-х это была по-настоящему революционная картина, повествующая о жизни осужденных рецидивистов в ИТК строгого режима.
Жёсткие законы зоны, обитатели которой делятся на иерархические кланы, диктуют свои условия поведения. В центре фильма - судьба 30-летнего Юрия Громова (его роль исполнил Лев Прыгунов), который отбывает наказание в колонии и попадает под влияние “авторитетных” зэков. Вместе с ними он замышляет побег, не подозревая о том, что они просто хотят использовать его в своих планах.
В фильме снимались знаменитые советские актёры, создавшие этот вневременной шедевр: Пётр Вельяминов, Гурген Тонунц, Афанасий Тришкин, Владимир Новиков, Владимир Носик, Александр Январёв, Алексей Ванин и многие другие.
У кинокартины “Опасные друзья” прекрасная и запоминающаяся звуковая дорожка. Музыку к фильму написал выдающийся композитор Евгений Птичкин, а Сергей Беликов исполнил песню на стихи Татьяны Коршиловой под названием “Сон-трава” (“У беды глаза зелёные”).
После премьеры фильма “Опасные друзья”, песня “Сон-трава” получила широкую популярность и стала поистине народной. Поэтому мы советуем вам обратить внимание на эту потрясающую психологическую драму, центральное место в которой занимает тема “очищения” людей, по тем или иным причинам нарушивших закон.