24 сентября 1982 года стало знаковым днем для ливанцев, которым категорически не нравилось израильское вторжение в их страну и оккупация практически половины (южной) Ливана Израилем.
Есть в Бейруте улица Хамра. В переводе на русский, означает "Красная". Некоторые писаки уверяют, дескать, там был некогда квартал красных фонарей, потому так и назвали. Но это чушь. Такой квартал действительно был, но в нескольких км отсюда, в самом центре города. А улица была названа в честь некогда проживавшего в этом районе (еще до постройки улицы, она появилась в конце 60-х) арабского племени.
Так вот: на одном из перекрестков висит небольшой, чуть ли не самодельный плакатик. На деле он - мемориальная доска. Текст гласит, что в нескольких метрах от плакатика произошло событие, вошедшее в историю современного Ливана под именем "Операция Вимпи".
Дело, напомню, было уже после событий в Сабре и Шатиле. Я только на днях рассказывала о том, как люди отметили 39 годовщину этих страшных событий. Во время которых палестинские лагеря были окружены израильскими танками, которые не давали людям убежать от смерти.
Это кадр из "мультика" "Вальс с Баширом". Там про эти события. Я несколько раз начинала, но не могу заставит себя его смотреть. Я знаю, что произойдет и мне больно.
Так вот... Проходит пять дней. Израильский патруль на Хамре заходит в это самое кафе. Кофейку хлебнуть. Есть байка, что, мол, они вообще хотели заплатить шекелями, насколько правда - не знаю, уточню, если смогу. И тут Халед предлагает: ребятки, я заплачу за вас сам. И лезет в карман.
Конечно, за пистолетом. Офицера того. Двух солдат ранил. И спокойно ушел домой. Кстати, интересно, где он жил. Тоже поспрашиваю.
Вид от кафе в сторону площади, носящей теперь имя Халеда Алвана. На перекрестке как раз серая машина находится, в самом конце переулка.
Фото из хроники того дня.
Разгоняют журналюг.
То, что сделал девятнадцатилетний парень, всколыхнуло страну. Это был первый вот такой вот всплеск недовольства происходящим, по своей сути... Люди поняли, что можно и вот так вот. И, возможно, как-то еще. И что главное - не мириться со своей участью, а партизанить кто как может. И асфальт Бейрута загорелся под ногами оккупантов. Им наносили удары то тут, то там. Неожиданно и больно. До тех пор, пока они из Бейрута не ушли. Самый, наверное, ощутимый удар по оккупантам нанесли в городе Тир на юге страны 11 ноября того же 1982 года: в результате взрыва автомобиля разрушилось 8-этажное здание израильского штаба, 150 "двухсотых". Потом покажу это место отдельно.
А ниже передовица ливанской газеты "Сафир" об "операции" "Вимпи".
А что касается самого Халеда, то он погиб, попав в засаду в 1984 году.
На этом фото он справа в очках. Погиб в 21 год.
В 2000 году муниципалитет Бейрута назвал перекресток рядом с кафе в его честь. А в 2003 году Халеда посмертно наградили ливанским орденом "За заслуги". Родная партия там каждый год теперь проводит в годовщину "операции" мероприятия. Наверное, я в этом году схожу туда.
Кстати, сейчас само кафе не работает. Но недавно видела там каких-то людей. Может быть, это новые хозяева? Узнаю - расскажу.