В 1965 году американская армия вторглась во Вьетнам. Началось все с регулярных бомбардировок Северного Вьетнама. Операцию даже назвали "Раскаты грома". Это была самая длительная бомбардировочная операция США после Второй мировой. Затем, 8 марта в Дананг были заброшены два батальона морской пехоты США для охраны аэродрома.
Сразу же после введения войск Советский Союз выразил ноту протеста. Советские газеты и журналы начал печатать статьи с заголовками "Руки прочь от Вьетнама". Советские граждане выступали с резким осуждением американской "военщины". (Кто же знал, что в 1979 году у нас случится свой афганский "Вьетнам").
Телевизор крутил кадры военной хроники американских операций в джунглях. И обычные советские люди терялись в догадках - а сколько там платят этим капиталистам за то, что они бегают по джунглям с винтовкой в поисках вьетконговцев? Некоторые даже считали, что американский солдат получает награду за каждого сраженного вьетнамца.
На практике все было немного по-другому:
Мой базовый оклад составлял 100 долларов в месяц. Они по-прежнему платили мне, как рядовому, хотя каждого полагалось повысить до рядового 1-го класса просто за то, что он вышел из самолета в зоне боевых действий. Еще они доплачивали мне дополнительные 8 долларов за заокеанскую командировку и 65 долларов надбавки за опасность службы. Если прибегнуть к математике, то выходило, что моя боевая выплата за вчерашнюю засаду от заката до рассвета составила примерно $1.07 (источник: Кристофер Роннау, «Кровавые следы: Боевой дневник пехотинца во Вьетнаме»)
В целом это стандартная оплата рядового американского солдата во Вьетнаме. С нее не брали никаких налогов. Получается, что если не брать в расход базовый оклад в 100 долларов, то за участие в боевых действиях солдат полагалось 65 долларов. Плюс 8 долларов за командировку в другую страну.
Правда с солдат взымали сборы в размере 4 долларов и 42 центов на социальное страхование. Грубо говоря - на пенсию. Хотя многие американские солдаты до этой пенсии так и не дожили. Ну а те деньги, что солдаты получали в виде зарплаты во Вьетнаме все равно особо некуда было тратить. Хотя выход все равно был:
Как обычно, я отправил домой перевод на 125 долларов. Как и половина всех джи-ай во Вьетнаме, я копил деньги, чтобы после возвращения в Мир купить супер-пупер-тачку своей мечты, непременно с красно-желтыми языками пламени на капоте и колесных арках. Остаток зарплаты, тридцать или сорок долларов, я получил в военной валюте (Там же)
Еще одна интересная деталь: денежное довольствие американские солдаты и офицеры получали не в долларах, а в МРС (Military Payment Certificate). Это такие специальные сертификаты, которыми можно было расплачиваться в военных магазинах, столовых и при совершении любых других сделок.
Держать при себе наличные доллары, а уж тем более расплачиваться ими с местными - категорически запрещалось. Так же все привезенные во Вьетнам доллары должны были быть обменены на МРС, которые в быту солдаты называли funny money.
Впрочем все это никого не останавливало. Американские солдаты с большой охотой продавали местным жителям и доллары и сертификаты МРС. Еще бы, ведь сами вьетнамцы предпочитали хранить свои сбережения в более твердой валюте, нежели местная. Причем курс для американцев был в разы выгоднее, чем официальный.
Американцы меняли на черном рынке доллары на МРС, а потом МРС на местную валюту. В результате солдат оставался в большой прибыли. Правда и командование активно боролось с такими спекуляциями и часто резко меняло форму и вид сертификата. В результате многие местные жители, что приобрели МРС сертификаты и не успели их поменять теряли все накопленные средства, а затем брали в руки винтовки и уходили во вьетконг.