Найти тему
Основной аэродром

📅 Первый полёт Ил-14 и самый быстрый гидросамолёт в мире. «День в истории авиации» №81 (12—18 июля)

Оглавление

Американский самолёт без крыла, экспортный торпедоносец Dornier Do 22, югославский учебно-боевой самолёт Супер Галеб — и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

12 июля

12 июля 1966 года — первый полёт экспериментального самолёта Northrop M2-F2. /США/

В середине 1960-х годов американское аэрокосмическое агентство NASA проводило исследования летательных аппаратов с несущим корпусом. Планировалось, что по такой аэродинамической схеме будут построены небольшие пилотируемые космические корабли. В середине 1964 года компания Northrop получила заказ на постройку двух аппаратов такой схемы — HL-10 и M2-F2.

M2-F2 был цельнометаллическим самолётом с несущим корпусом, по форме напоминавшем полуконус с верхней плоской поверхностью, и двумя вертикальными килями. Устанавливался двигатель Reaction Motors XLR-11 тягой 36 кН. Максимальная скорость — 750 км/ч.

Запуск M2-F2 осуществлялся с носителя — бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress. Все 15 полётов самолёта были планирующими, без включения двигателя. 16-й полёт, 10 мая 1967 года, закончился аварийной посадкой. Полуразрушенный M2-F2 восстановили и доработали, присвоив обозначение M2-F3.

13 июля

13 июля 1950 года — первый полёт поршневого авиалайнера Ил-14. /СССР/

После успешных испытаний своего первого пассажирского самолёта Ил-12, ОКБ Ильюшина сразу же приступили к работе над его сменщиком. Акцент сделали на обеспечение безопасного взлёта при отказе одного из двигателей. Самолёт получил обозначение Ил-14.

Ил-14 представлял собой двухмоторный низкоплан с убираемым шасси. Оснащался двигателями АШ 82T (1950 л.с.) Крейсерская скорость — 345 км/ч, дальность полёта — 1250 км. На борту размещалось 2-5 членов экипажа и до 36 пассажиров.

Испытания показали, что поставленная задача была успешно решена. Самолёт запустили в серийное производство. Было выпущено 1348 единиц Ил-14 различных модификаций (в том числе, по лицензии в Чехословакии). Кроме СССР, самолёт эксплуатировался в авиакомпаниях и ВВС 30 стран мира. На сегодня сохранилось 3 экземпляра Ил-14 в лётном состоянии.

14 июля

14 июля 1955 года — первый полёт летающей лодки Martin P6M SeaMaster. /США/

Летающие лодки, хорошо показавшие себя в морском патрулировании в годы Второй мировой войны, к концу 1940-х годов упёрлись в невозможность увеличения мощности поршневых моторов с сохранением приемлемых весогабаритных характеристик. Очевидным решением было использование реактивных двигателей. В 1952 году компания Glenn L. Martin Company приступила к работе над реактивной патрульной летающей лодкой P6M SeaMaster.

Это был высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Оснащался 4 × двигателями Pratt & Whitney J75-P-2 с тягой 78 кН на форсаже. Максимальная скорость — 1104 км/ч, боевой радиус — 1210 км. Вооружение состояло из 2 × 20-мм пушек + до 13600 кг боевой нагрузки.

P6M SeaMaster успешно прошла испытания и была готова к запуску в серийное производство. Но ВМС США отказались от использования летающих лодок для патрулирования. Проект был закрыт. Успели построить 12 прототипов P6M, но все они были пущены на слом.

15 июля

15 июля 1938 года — первый полёт торпедоносца-разведчика Dornier Do 22. /Германия/

С середины 1930-х годов компания Dornier Flugzeugwerke работала в основном на внутренний рынок — Люфтваффе и а/к Deutsche Luft Hansa. Но она также не забывала и об иностранных заказчиках. В 1934 году под руководством Клода Дорнье (Claude Dornier) начались работы над торпедоносцем-разведчиком Do 22. Этот самолёт предназначался исключительно для экспорта.

Do 22 представлял собой трёхместный высокоплан с крылом типа «парасоль». Шасси — колёсное, поплавковое или лыжное. Двигатель Hispano-Suiza 12Ybrs (860 л.с.) позволял развить скорость до 350 км/ч. Дальность полёта — 2300 км. Вооружение — 3 × 7,92-мм пулемёта + 800-кг торпеда или 200 кг бомб.

После успешных испытаний, поступили первые заказы на новый самолёт. Всего было выпущено 30 единиц Do 22. Они стояли на вооружении ВВС Финляндии, Греции, Латвии и Королевства Югославии.

16 июля

16 июля 1931 года — первый полёт гоночного гидросамолёта Macchi M.C.72. /Италия/

Перед Кубком Шнейдера 1931 года на счету британской команды было 2 победы подряд. По правилам, третья победа навечно оставляла трофей в Великобритании. Италия прикладывала все усилия, чтобы не допустить этого. Под руководством ведущего конструктора компании Aeronautica Macchi Марио Кастольди (Mario Castoldi) спроектировали гидросамолёт M.C.72.

Это был низкоплан с поплавковым шасси, развивавший идеи предыдущих проектов Кастольди — M.67 и M.39. Оснащался 24-цилиндровым двигателем Fiat AS.6 мощностью 2851 л.с. (позже форсировали до 3100 л.с.)

Из-за проблем с двигателем M.C.72 не принял участие в Кубке Шнейдера. Но 23 октября 1934 года на нём был установлен мировой рекорд скорости для поршневых гидросамолётов — 709,207 км/ч. Он не побит до сих пор! Всего построили 5 самолётов M.C.72, два из которых разбились, унеся жизни пилотов. Сохранившийся рекордный гидросамолёт находится в музее итальянских ВВС.

17 июля

17 июля 1978 года — первый полёт учебно-боевого самолёта СОКО Г-4 Супер Галеб. /Югославия/

В середине 1970-х годов Авиационно-технический институт (Белград) начал работу над проектом замены СОКО Г-2 Галеб, который был основным учебно-боевым самолётом ВВС Югославии. Он получил обозначение Г-4 Супер Галеб и выпускался на авиационной фабрике СОКО в городе Мостар.

Г-4 представлял собой двухместный низкоплан со стреловидным крылом и убираемым шасси. Двигатель Rolls-Royce Viper 632-46 (производился в Югославии по лицензии) с тягой 17,8 кН позволял развить скорость до 920 км/ч. Боевой радиус — 1300 км. Вооружение состояло из 23-мм пушки ГШ-23Л + 1280 кг боевой нагрузки на 4 точках подвески (бомбы, ракеты и т.п.)

Всего выпустили 85 единиц Г-4 Супер Галеб. Основным эксплуатантом были югославские ВВС, 6 самолётов были проданы в Мьянму. Г-4 активно применялись во время югославских войн. Сегодня, кроме Мьянмы, Супер Галеб стоит на вооружении ВВС Сербии.

18 июля

18 июля 1955 года — первый полёт реактивного истребителя Folland Gnat. /Англия/

В 1950 году главным инженером компании Folland Aircraft стал конструктор Уильям Петтер (William Petter). Он считал, что боевой самолёт прежде всего должен быть дешёвым. Это сделало бы его доступным любой стране и пригодным для массового производства во время крупного конфликта. Воплощением этой идеи стал лёгкий реактивный истребитель Gnat, работы над которым начались в 1951 году.

Это был одноместный высокоплан со стреловидным крылом. В версии F.1 оснащался двигателем Bristol Siddeley BOr.2 Orpheus 701-01 с тягой 20,93 кН. Максимальная скорость — 1119 км/ч, дальность полёта — 804 км. Вооружение — 2 × 30-мм пушки + 12 × 76-мм ракет + 2 × 227-кг бомбы.

Всего выпустили 449 самолётов Folland Gnat (в том числе и двухместных учебно-тренировочных). Основными эксплуатантами стали Королевские ВВС Великобритании, ВВС Индии и Финляндии. На Gnat T.1 летают пилотажные группы Yellowjacks и Red Arrows.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории